Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−6°CШенкурске−8°CЯренске−7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 21:56

Не всё поколение такое

14.10.2018 10:13
Рецензия на фильм «Кислота» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Александр Горчилин

В ролях: Филипп Авдеев, Александр Кузнецов, Арина Шевцова, Савва Савельев, Александра Ребенок

В прокате с 4-го октября


Сегодня в головах большинства россиян плотно засела мысль, что отечественное кино умерло, так и не выбравшись из лавины мусора про ментов и бандитов конца 90-х, начала двухтысячных. Безусловно, такие мысли имеют место быть, подогреваемые ежегодными провалами, выводимыми на всеобщее обозрение.

Но, видимо, критическая точка плохого кино уже пройдена и что-то приемлемое или даже достойное пробивается сквозь толщи «Викингов» и богомерзких комедий. Причем, самое приятное, что пробиваются даже режиссеры-дебютанты.

В прошлом году на экраны вышел прекрасный (субъективное мнение) «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Для Александра Ханта это был такой же дебют, как и для героя этой статьи. Часть публики переплевалась, приняв картину за очередную «чернуху», зато высоколобые критики, как ни странно, очень хорошо приняли эту картину.

«Кислота» и вышеописанный фильм даже схожи, но только отчасти. Оба фильма сняты дебютантами, высоко оценены критиками («Кислота» даже взял Кинотавр) и стараются показать поколение 2010-х, только с разных сторон МКАД-а. Но если «Витька Чеснок» специально утрировал образы всех персонажей, напирал на сюрреализм всего происходящего, то «Кислота» же наоборот претендует на некую честность и правдивость.

Название фильма не отсылает к известному наркотику, как многие, вероятно, подумали. В данном случае, кислота здесь – это, во-первых: то, что растворяет, а во-вторых: некая метафора того, как ведут себя главные герои. Похоже, что автор считает, что образ жизни персонажей разъедает их изнутри.

Главные герои – это собирательный образ того, как режиссер видит современное поколение двадцатилетних. Все, что их интересует – это прожигание жизни различными способами. Манифест фильма звучал еще в трейлере: «Нам все кто-то доставил и принес, поэтому мы только сидим и думаем: «А какой я?».

Интересный и заслуживающий внимания факт: режиссер сам является ровесником своих героев. Александру Горчилину сейчас 26 лет, а его персонажам около двадцати. То есть, автор либо снимает про то, что его окружает, либо так ему видится собственное поколение – философствующие полугопники с жестким экзистенциальным кризисом.

И если в «Как Витька Чеснок …» нам четко давали понять, что каждый в этом фильме является биомусором и, скорее всего, сам это понимает, то в «Кислоте» биомусор обернули в модные толстовки и научили его изъясняться глубокими мыслями. Но ценности героев, по сути, остались теми же – как-либо изменить свое сознание, сбежать от проблем и, конечно же, секс. В Кислоте же добавляется еще острое желание найти себя среди всего этого мрака, чем фильм и примечателен.

После происшествия в начале фильма (причиной которого, кстати, и могла стать та самая кислота) герои ясно понимают, что не хотят умирать тем, кем они являются сейчас. То есть, никем. Под конец фильм уже начинает кричать на зрителя лозунгами «Будь хоть кем-то!».

При этом заметно, как «Кислота» пытается быть на одной волне с теми, про кого снята. Но так как герои фильма и режиссер хоть и живут в одном мире, находятся, все-таки, на разных его уровнях. От того от диалогов и посыла фильма сильно веет чтением нотаций.

Александр Горчилин, возможно, возложил слишком большую роль на свой дебют. Перед нами не обычная подростковая драма, а, извините, срез целого поколения и большое кино о судьбах современной молодежи. Причем, если убрать все посылы о «судьбах нации», и немного сузить амбиции фильма, то получилась бы отличная, в меру актуальная, драма.

Но, к сожалению, на нечто эпохальное, как задумывал это Горчилин, «Кислота» не тянет.

Скорее всего, молодой режиссер просто устал от засилья подобных персонажей в реальной жизни, устал от ценностей, озвученных в песнях про бургер и им подобных. Автора не устраивает тезис «молодость простит» и прочие «приматские» лозунги.

Безусловно, таких людей сейчас много, но это не значит, что все эти Фейсы и Элджеи – это лицо поколения. Может быть, ближе к центру МКАД-а концентрация всего вышенаписанного становится сильнее, но, тем не менее, не стоит думать, что все поколение такое.

Для большинства двадцатилетних, что «Кислота», что «Витька Чеснок …» - это наблюдение за чем-то далеким и понятным лишь отчасти. Если упрощать до, «черного» и «белого», то оба этих «фильмов о поколении 10-х» - злые. А большинство людей, во всяком случае, так хочется верить, злыми не являются.

Отличный пример мажорного фильма о поколении – «Курьер» 1986-го года. 30 лет назад Шахназарову удалось затронуть куда больше проблем поколения - безотцовщина, общее наплевательское отношение к жизни, взросление и прочее. Причем все это, не прибегая к так называемой «чернухе».

И если, по мнению режиссера «Кислоты», поколение – это салун из «Человека с бульвара Капуцинов», то не лучше ли быть для них мистером Фестом, чем мистером Секондом?

Но, тем не менее, «Кислота» - это достойное кино, с точки зрения драмы, работы оператора и сценариста. Для того, чтобы им насладиться нужно посмотреть фильм пару раз. В первый – поругаться на заниженные авторами оценки современного поколения, а во второй – убрать для себя все глобальные вопросы и следить только за историей героев.

Забавно наблюдать, как российское кино пробивается там, где этого совсем не ждешь. Достойные и очень достойные работы выдвигают молодые режиссеры. Мэтры снимают кино, находясь под домашним арестом, без бюджета, в опале государства, а получается все равно хорошо. В то время, как миллиардные «Викинги» и «Матильды» с треском проваливаются в прокате и разносятся критиками.

Это еще раз говорит о том, что нельзя сделать из искусства Министерство кинематографии Российской Федерации.   


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле