Режиссер: Джулиус Эйвери
В ролях: Йохан Филип Асбек, Уайатт Расселл, Джон Магаро, Йован Адепо, Матильда Оливье
В прокате с 8-го ноября
«Оверлорд» начинается — как и должно образцовому военному фильму — с высадки в тыл врага и крушения самолёта. Вокруг всё красиво взрывается, люди кричат, командиры толкают пафосные речи. Начинается резня, и из всего огромного отряда до событий фильма доживают лишь самые архетипичные персонажи. По сути, Трус, Балбес и Бывалый, разве что трусов тут двое — один из них, к слову, наш главный герой.
Американские войска планируют высадку в Нормандию, которая должна окончательно повернуть войну в пользу союзников. Но для того, чтобы самолёты могли помочь пехоте продвинуться вглубь Франции, сначала надо отключить вышку-генератор помех, стоящую в одной французской деревне.
Туда отправляют несколько самолётов, но в ходе обстрела из десятков, а то и сотен солдат выживает всего пятеро (те, кого добивают на земле, не считаются). Им и предстоит взорвать вышку, окружённую намного превосходящим их числом нацистов. И зомби. Потому что тут есть зомби.
Дальше всё так же по проторенной сюжетной дорожке: маленькая французская деревня, милая союзница, таинственная лаборатория, стоящая ровно под тем местом, которое героям необходимо взорвать ко всем чертям. Но, что удивительно, при таких невпечатляющих данных первая половина «Оверлорда» — его лучшая часть.
Режиссёр Джулиус Эйвери очень хорошо стилизует фильм под стиль ретро: тут даже название и логотипы компаний выполнены под старые телевизионные передачи. Приняв некоторые условности, его историю начинаешь воспринимать как некую героическую повесть — и то, что было клише, превращается в атмосферу картины.
Забавная деталь, которая относится не столько к фильму, сколько к его российскому дубляжу. Главный злодей, нацистский офицер, в озвучке почему-то начал картавить, как инспектор Клюзо из «Розовой пантеры». Видимо, так пытались передать немецкий акцент. Не получилось.
У Эйвери очень уверенная постановка для человека, который в большом кино, в общем-то, новичок. В его руках камерная история о маленькой, но важной операции приобретает необходимый ей масштаб события рокового и всеобъемлющего.
Здесь даже клаустрофобичные локации из последней трети фильма не вызывают желания выбежать из зала на свежий воздух. До поры до времени его фильм выглядит как простая, но убедительная, спасибо режиссуре и актёрам, любовная открытка старому военному кино. Но потом в ней зачем-то появляются зомби.
Не то чтобы с возникновением на экране живых мертвецов «Оверлорд» вдруг резко теряет позиции и превращается в нечто невразумительное. Это все ещё хорошо выполненное кино с как минимум отличными практическими эффектами (всё, что касается оторванных конечностей и прочих физических зверств, — вполне достойно).
Но его приятная ретроностальгия очень быстро выветривается, когда вместо болванчиков в нацистской форме героям приходится иметь дело с рычащими болванчиками в нацистской форме.
Сюжетный поворот с зомби намерен картину освежить, но делает ровно обратное — после каких-нибудь «Операций „Мёртвый снег“» воспринимать подобное без доли здоровой иронии невозможно. «Оверлорду» иронии-то как раз и не хватает: всё, что касается зомби, здесь сделано с невероятно серьёзным выражением лица.
А ведь даже сверхпафосный Call of Duty в своих зомби-режимах понял, что без ухмылки о нацистских экспериментах и экспрессивных офицерах с манией величия рассказывать не стоит. Что мешало продюсеру Дж. Дж. Абрамсу дойти до этой простой мысли, не совсем понятно.
Фильм старательно избегает того, что может сделать его веселее. Есть зомби — так давайте игнорировать их, пусть герои делают вид, что всё нормально. Ожившие гнилые трупы солдат удивляют куда меньше, чем зрителей: ну немножко страшно, да, но в конце-то концов какое дело, кого убивать.
Есть колоритные герои, в том числе Уайатт Расселл — вылитый отец и внешне, и по харизме, — нет, лучше поставить в центр истории морально обогащённого салагу, который врагов почти не убивает, а лишь нежно стукает их по голове прикладом.
Главный герой Бойс, пожалуй, вообще главный недостаток «Оверлорда». Его раздражающая правильность делает персонажа абсолютно неживым — он такой же зомби, как и все ходячие мертвецы в фильме.
И нет, никакой забавной метафоры на этот счёт у «Оверлорда» нет.
Александр Губкин
18+
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» и кинотеатр «Русь» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».