Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−7°CМирном−6°CШенкурске−7°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 15:05

Неувядающая классика

02.12.2018 10:03
Рецензия на фильм «Братья Систерс» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Жак Одиар

В ролях: Джон Си Райли, Хоакин Феникс, Джейк Джилленхол, Риз Ахмед, Ребекка Рут

В прокате с 29-го ноября


На момент 2018-го года можно сказать, что вестерны переживают не лучшие времена. Достойные фильмы в этом жанре выдает разве что Тарантино, но он — безумный фанат итальянских вариаций на ковбойскую тему, поэтому каждый фильм сделан с такой любовью, что просто не может не получиться.


Остальное — это либо редкие удачи, вроде «Железной хватки», либо комедии разной степени качества. В общем и целом, жанр скорее мертв, чем жив, но так было не всегда.  

Вестерн — это, пожалуй, одно из самых ярких явлений в американской культуре. В буквальном смысле, целая нация выросла на историях про Дикий Запад. Герои фильмов и книг в этом жанре — само воплощение американского духа и отношения к жизни в целом.

На примере вестернов можно смело объяснять значение термина «культурный код».

Главные герои жанра «вестерн» — это почти всегда одиночки, ведомые жаждой быстрого обогащения. Вокруг них всегда крайне недружелюбный мир, который постоянно хочет убить протагониста внезапным набегом индейцев, дуэлями из-за разбитого стакана с виски или простым истощением посреди пустыни.

Книги о Диком западе — это отдельная тема. Если вдруг кто-то считает, что только русские писатели и поэты, вроде Пришвина, Толстого или Фета могут расписывать родную природу красочными предложениями на полглавы, то кому-то стоит прочесть американских авторов в описываемом жанре. Любовь к собственным просторам и березкам у жителей Штатов не меньше русской.

Романтика данного направления в кино покоряет каждого, кто хоть раз посмотрит любой вестерн, особенно классический. Языком кинематографа режиссеры напрямую показывают, что Америка — страна возможностей. Тот, у кого вчера из имущества был только револьвер и пара долларов, сегодня может сорвать куш всей жизни, хватило бы только смелости и желания.

Фильмы про ковбоев вывели и закрепили Голливуд на уровне мирового бренда. Вестерны оказали влияние на культуру подавляющего большинства народов. В Европе, а в частности в Италии, образовалось абсолютно-уникальное направление — спагетти-вестерн. Этим поджанром и вдохновлялся американский режиссер Тарантино. Похоже, именно из итальянских вестернов родилась его любовь к сочному насилию на экране.

Даже в Советском Союзе не могли пройти мимо этого жанра. Так называемые, «истерны» — это очень интересный пример переосмысления «американской мечты» через призму коммунизма.

Если американский ковбой всегда стремится к славе и богатству, иными словами, к личной свободе, то СССР во главу угла ставит «угнетаемый класс» — индейцев, сражающихся за свободу всеобщую.

Вестерн целиком обогнул земной шар (кимчи-вестерн — корейский поджанр) и снова вернулся в Америку обновленным, породив вторую волну фильмов про ковбоев (так называемое «возрождение») на своей же родине.

Весь этот экскурс в историю нужен для того, чтобы читатель понимал, насколько весь жанр оброс клише и как трудно снять что-то новое, оставаясь похожим на классику.

Фильм «Братья Систерс» снят, само собой, Голливудом, но далеко не американцем и не по классическим американским лекалам.

Режиссером этой картины стал француз Жак Одиар. Стоит отметить, что ранее он никогда не снимал вестернов, но герои предыдущих работ Одиара очень похожи на ковбоев. Их истории и характеры почти всегда напоминают классических персонажей с Дикого Запада.

По ходу фильма ясно понимаешь, что, либо Одиар уже давно хотел снять что-то похожее на классический вестерн, либо очень хорошо прочувствовал заданную студией тему. В «Братьях Систерс» чувствуется та же любовь к жанру, что и у Тарантино в «Омерзительной восьмерке» и «Джанго».

Например, часть сцен снималась в испанских пустынях. Выбор места съемок трудно объяснить чем-то кроме отсылки к спагетти-вестернам, которые поголовно снимали в Испании. Такой ход говорит об уважении авторов к жанру и об ожидании того же от части зрителей.

Пусть сам режиссер и отрицает, что снимал вестерн. По его словам, это просто история в декорациях Дикого Запада 1850-х годов. Но перед нами вторая половина 19-го века, герои носят ковбойские шляпы, пьют виски, скачут на лошадях по бескрайним прериям и стреляют из револьверов. А если что-то имеет клюв и крякает, то это, скорее всего, утка, а «Братья Систерс» — именно вестерн.

Сюжет в «Братьях Систерс» самый заезженный для жанра:

Перед нами еще один фильм-путешествие. Двум бывалым братьям обещают большие деньги за выполнение опасного задания в точке А. Точка Б — цель задания. Пока герои идут от первого пункта ко второму, повествование идет плавно, знакомя зрителя с персонажами. Ближе к точке Б начинается экшн, а перед самой, казалось бы, развязкой следует крутой сюжетный поворот.

Как и полагается ковбоям, братья Систерс замотивированы только желанием обогатиться и только еще большее богатство на горизонте способно отвернуть их от намеченной цели.

Но это кино берет вовсе не сюжетом. Сильная сторона картины — это подача, диалоги и интересные режиссерские находки.

Судя по всему, если сегодня что-либо снимается про ковбоев, то режиссеры выбирают между двумя путями.

Первый — это реализм. Естественно, фильмы 50-х, 60-х годов этим реализмом не отличались. Поэтому, показывая, как все могло бы быть «на самом деле», авторы в сотый раз пытаются выдать «переосмысление», забывая, что до них были сняты уже сотни таких же натуралистичных фильмов.

Второй путь — комедия и фарс. Во всем мире ковбоев не высмеивал только ленивый. В этом направлении фильмы намеренно концентрируются на всем известных вестерновских клише и доводят их до абсурда. Но, опять же, после «Миллион способов потерять голову» от Сета Макфарлейна очень сложно пошутить про Дикий Запад как-нибудь по-новому.

«Братья Систерс» выбрали идеальный путь строго между вышеописанных.

Одияра в меньшей степени интересуют перестрелки, хотя в фильме они присутствуют в достаточном количестве и сняты они либо отлично, либо достойно. Стрельба в ночи — выше всяких похвал.

Фильм фокусируется на взаимоотношениях самих братьев, которые узнали, что такое жестокость, еще до того, как сформировались, до того, как поняли, что такое добро и светлые эмоции. На каждом из них травматический опыт отношений с отцом-тираном сказался по-своему. На этих последствиях Одиар и фокусируется.

Комедия и реализм очень интересно переплетаются во взаимодействии братьев с внешним миром. Особенно в моментах, когда персонажи впервые учатся пользоваться зубной щеткой или удивляются появлению горячей воды в номерах отеля.

Героев будто подталкивают к прогрессу, превращают из одичалых в более-менее цивилизованных людей. А показано это настолько тонко и комично, что зритель сам не до конца понимает, что перед ним только что была глубокая личная драма, как начинает нервно смеяться от остроумных фраз или мимики актеров.

Диалоги — это то, ради чего стоит увидеть «Братьев Систерс». Описывать их бессмысленно, нужно слышать лично.

Кастинг не менее хорош. Если Хоакину Фениксу пришлось отрастить бороду и с помощью актерской игры создать образ жестокого охотника за головами (получилось очень достойно), то Джону Си Райли, похоже, вообще ничего не надо делать для того, чтобы отыгрывать свою роль.

Лицо Си Райли и манера говорить (спасибо дубляжу) настолько сильно напоминает парня с ранчо, что надень на него шляпу и получится отличный герой любого вестерна.

Немного расстраивает Джек Джилленхол. Он, как оказалось, сильнее всех готовился к своей роли — брал консультации у историков-лингвистов, чтобы воспроизвести тогдашний акцент восточного побережья и месяц вживался в образ.

К сожалению, проделанная работа не помогла Джилленхолу на 100% отыграть детектива 1850-х годов. Скорее всего, это связано с тем, что внешне он похож на человека двадцать первого века, а не девятнадцатого. Слишком уж по-голливудски смотрится его игра, а весь акцент, над которым актер так старался, съел дубляж.

Дубляж — это еще один минус. Понятно, что от русских актеров озвучки глупо требовать такой же любви к ковбойской теме, да и вестернизмы (ковбойский жаргон) очень тяжело перевести на русский, но при просмотре адаптированные для русскоязычного зрителя обороты цепляются за ухо и немного рушат атмосферу. 

Но нужно сказать переводчикам «спасибо» за то, что оставили название, сохранив игру слов. А вот со слоганом вышло хуже. В американском прокате на постерах значилось «Brothers by blood. Sisters by name», наш прокатчик постарался сохранить очередную игру слов, но вышло куда более плоско — «Двух братьев одним выстрелом не убьешь».

В общем и целом, на экранах появился отличный представитель вестернов XXI века. «Братья Систерс» в меру натуралистичный, без меры остроумный и веселый, а также имеет в себе очень неплохие сцены, касательно операторской работы.

Фильм был номинирован на «золотого льва» в Каннах, но получил серебренного за лучшую режиссуру, что также является высокой наградой. Помимо, зрители назвали «Братьев Систерс» на фестивале в Сан-Себастьяне — Испания.

Испанских зрителей можно понять. Всегда приятно видеть, как режиссер любит то, что снимает, как уважает классику. Если зритель видит, что все, кто причастен к съемкам, получают удовольствие от своей работы, то и он сам заражается этим удовольствием и прощает или не замечает негативных моментов.

Возможно, эта рецензия слишком перехваливает «Братьев Систерс», первые эмоции после просмотра всегда самые сильные. Но, в любом случае, на этот фильм определенно стоит потратить свое время любителям Клинта Иствуда или современных вестернов Тарантино.

Но и зритель с другими предпочтениями тоже не уйдет обиженным.  


Александр Губкин

18+


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» и кинотеатр «Русь» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле