Напомним, в октябре мы сообщали о том, что отвратительное содержание пассажирских вагонов поезда «Котлас-Архангельск» привлекло внимание транспортной прокуратуры.
В региональное отделение Общероссийского народного фронта в Архангельской области в июле этого года обратились жители областного центра, которые совершили поездку из административного центра Поморья в Котлас и обратно поездом. Граждане пожаловались на неудовлетворительные условия проезда в поезде «Котлас — Архангельск», в частности сообщая следующее:
- С трудом дождались, когда поезд совершит конечную остановку в Архангельске, так как условия в поезде были невыносимы. Система вентиляции и кондиционирования не работает, форточки открыты чуть-чуть, туалеты старые, в них грязно и страшно заходить.
Людей едет очень много, в том числе детей разного возраста. Кому-то из пассажиров даже стало плохо. Поезд курсирует ежедневно и находится в пути 20 часов. Помогите, пожалуйста, исправить ситуацию.
После обращения архангельских активистов ОНФ, котласская транспортная прокуратура провела проверку, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
По результатам проверки прокуратурой в адрес руководителя вагонного участка Котлас северного филиала Федеральной пассажирской компании внесено представление.
Активисты ОНФ в Архангельской области намеревались провести опрос пассажиров поезда, курсирующего по маршруту Котлас — Архангельск, и сделать выводы относительно изменения ситуации.
Корреспондент нашего издания сам проехался на этом поезде в оба направления. Выводы неутешительные. Репортаж от первого лица.
Лирическое отступление
Поезд ещё не отправился, но бойкие женщины уже разложили на столах яйца (куриные, конечно же), контейнеры с разнообразной снедью, булочки и бутылочки с напитками. Вообще, выглядело всё так, как будто они здесь обитают на постоянной основе и к ним следует подойти, вежливо поздороваться и спросить, куда можно положить свои вещи.
Но своё место я твёрдо знал. К сожалению, это была боковушка, хоть и нижняя. Почему к сожалению? Потому что даже при моём не слишком-то впечатляющем росте спать на этих полках было крайне неудобно: ноги не влезали, и если кто-то проходил мимо с сумками, то священный долг задеть ими спящего человека выполнялся неукоснительно.
Мне улыбнулся сидящий за столом (временно моим) мужчина — ему принадлежала верхняя полка. Его возраст определить было трудно. Ему могло быть где-то около 30-ти, а может быть шёл шестой десяток. В его частично беззубой улыбке явственно читалось: я тут посижу пока, но, если ты будешь расправляться, я заберусь наверх.
Расправляться я пока не собирался, чему мужик был явно рад.
Мне же в принципе радости в этой поездке ничего не доставляло, разве что Нил Гейман, но, учитывая, что свет на остановках потухал до такой степени, что читать книгу было затруднительно, а к моменту посадки на поезд уже было темно, то приходилось слушать музыку, что я в общем-то собирался делать перед сном, чтобы неволей не вникать в чьи-то офигительные истории из жизни.
«Погромче плеер, чтобы не слышать
Разговор соседей и не знать, чем это общество дышит. («Билет», Луперкаль).
Вообще, исходя из многочисленных поездок, я понял, что в вагоне всегда имеется такой человек, независимо, мужчина или женщина, у которого в голове имеется кладезь всяческих историй, хотя вполне возможно, что часть из них придумывается прямо во время повествования.
С одной стороны, хоть какое-то развлечение, с другой — спустя какое-то время в голове вертится лишь одна мысль: пожалуйста, заткнись…
Но, собирая волю в кулак, ты молча дожидаешься своей остановки.
От Архангельска до Котласа поезд идёт почти 18 с половиной часов. За это время ты отлёживаешь себе все бока, ягодицы устают и, простите, потеют, от сидения на дермантине. Прелестные ощущения…
Какое-то время по маршруту курсировали новенькие вагоны, где ткань была другая, и вообще они выглядели куда новее и современнее, с нормальными, а не переделанными, биотуалетами, но удача мне улыбалась более чем за 10 лет разъездов раз так… один.
Я не буду расписывать дорогу назад, в ней, как и вперёд было мало что интересного, но сразу уточню, что на обратном пути я решил ехать в купе и поэтому просто сравню условия, так сказать, содержания людей.
Начнём с денежного вопроса. Возьмём одну дату — 11 декабря. В принципе, ценник плацкарта до Котласа лояльный — около 1 300 рублей. 1 289, если быть точным. К примеру, до Вельска — 1 054. Но в зависимости от даты, цена может существенно меняться: расти, когда есть спрос, и падать, когда народ практически никуда не ездит.
Верхние полки в плацкарте, отметим, подешевле, но несущественно, на пару соток.
А вот купе дороже значительно. Причём неоправданно — внимание на этом заострим позже. Нижнее место — 3 622 рубля, верхнее — 2 268. Странно, но в соседнем вагоне стоимость верхней полки отличается в меньшую сторону на 43 (!) рубля. А отличие между ними лишь одно — в летний период в том, что подороже работает кондиционер.
Поговорим об условиях. В большинстве плацкартных вагонов имеются биотуалеты. Причём, переделанные. Понять это просто. В новых вагонах такие туалеты располагаются по два в одном конце, а не в разных. Так вот, как я и говорил ранее, счастье попасть в нормальный вагон мне улыбнулось лишь единожды.
А вот во всех купе, что я ездил — туалеты были прямого падения. То бишь, в дырочку можно было увидеть шпалы. Вот несколько прелестных и жизнерадостных фото:
Стоимость купе существенно выше плацкарта, а оправданно ли это? Пусть каждый ответит сам.
Есть ещё один интересный момент, который выявляется при заказе билетов на сайте РЖД.
Предположим мы хотим уехать из Вельска. Указываем дату — 11 декабря, и смотрим.
Купе — 11 мест. Плацкарт — 33 места. Сидячие — 42 места.
Выбираем другой пункт — Костылево — Устьянский район. Результаты всё те же. А вот если выбрать Котлас, то цифры вырисовываются несколько другие:
Купе — 11 мест. Плацкарт — 52 места. Сидячие — 40 мест.
Достоверно известно, что некоторые люди берут билеты сразу из Котласа, когда из нужного им пункта нет нижних плацкартных мест. Вроде бы этому даже есть какое-то логическое объяснение со стороны РЖД, но выглядит всё как попытка поиметь с этого побольше деньжат.
Итак, что мы имеем.
Старые вагоны с переоборудованными туалетами в плацкартах. Лояльная цена, спартанские условия. На боковых местах большинству людей не представляется возможность вытянуть ноги, а на обычных — конечности будут мешать ходящим людям. Хотя кому-то может нравится щекотать своими пяточками головы пассажиров.
Купе — необоснованно дорогое, а вагоны ещё хуже, чем в плацкарте, к тому же — без биотуалетов. Учитывая длительные стоянки, они оказываются закрыты порой больше, чем на час. При необходимости конечно, можно дойти до вагона со СЧАСТЬЕМ.
Условия ещё хуже, чем в плацкарте. Да, полки шире и длиннее, но всё скрипит и так или иначе оказываешься между Сциллой и Харибдой: тебе либо нещадно дует прямо в голову, либо стоит духотища, от которой взрывается голова.
К тому же, почему-то именно в купе зачастую оказывается мятое постельное бельё, а наволочка явно не по размерам подушки.
P.S. А пока поморы и гости Архангельской области разъезжают по региону в таких условиях, между Москвой и Ижевском ходят поезда с вот такими вагонами: