Завтра в Архангельске−11°CСеверодвинске−11°CОнеге−10°CВельске−11°CМирном−10°CШенкурске−10°CЯренске−16°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 05.02.2024 04:23

Не ведают, что творят

21.12.2018 13:32
Недавно в Архангельске приняли понятие «дизайн-код города». Перед жителями города очередной пример того, как хорошая идея попала не в те руки.

Разговор о дизайн-коде стоит начать с неутешительной новости — реализовать проект в том виде, который предлагают архангельские власти, нереально.

Журналисты «Эхо Севера» взяли пару консультаций у дизайнеров Архангельска. Если судить по тому, какими глазами эти люди смотрят на первичную презентацию и слышать слова, которыми ее описывают, то можно заявить, что чиновникам вновь придется страдать синдромом бурной деятельности, вместо очистки улиц города от визуального мусора.

Итак, по порядку:

Проблема «кричащих» вывесок и общей загрязненности визуального облика города присутствует уже очень давно. Однако, пока федеральная программа не дошла до Архангельска, никто во власти даже не шевелился в этом направлении.

Наоборот, ранее чиновники наотрез отказывались от подобных предложений. По словам авторов этих предложений, инициативу доносили и до небезызвестного экс-депутата Яковлева, владельца «Нордмедии» и в городскую Думу. Но все начинания, связанные с дизайн-кодом, рубились на корню.

Молодых дизайнеров даже слушать не стали. Причем, что нехарактерно даже для России, ребята хотели улучшить визуальный облик города на почти альтруистических началах. Все, что было нужно — это разрешение властей и минимум вмешательства с их стороны.

В идеальном случае и дизайнерская студия заработала бы себе репутацию мецената, и Архангельск постепенно избавлялся бы от визуального мусора, и властям было бы в чем отчитаться.

Но не сложилось. Теперь местным чиновникам клюют затылок «дизайн-кодом» чиновники более крупные, а это значит, что все снова будет сделано «в кратчайшие сроки», очень топорно и едва ли пойдет дальше отчетных документов.

Глядя на первоначальную презентацию можно представить весь масштаб трагедии:

Из Москвы пришла директива, обязующая город принять дизайн-код.

На месте ответственные лица схватились за голову и полезли в Гугл, узнавать, что это такое.

Первые ссылки по запросу «дизайн-код» ведут к работам студии Лебедева для Москвы.

Две первые ссылки из Гугла и нашли свое отражение в первичной презентации, но не более.

В итоге первоначальная идея единого дизайн-кода для всего Архангельска не выдерживает никакой критики.

Архангельск начинается в Маймаксе и заканчивается частными секторами на Варавино-Фактории. Как все это архитектурное разнообразие можно вписать в единый дизайн-код?

Даже в центре города выстроить одну стилистическую линию нереально из-за разномастности зданий. Тот же Детский мир, который из-за авторских прав теперь называется «Мир детства» — это яркое рекламное бельмо посреди лаконичных зданий почты и здания правительства области.

Достаточно сделать шаг от центра города, чтобы увидеть весь архитектурный ад, с которым предстоит работать. Пятиэтажная хрущевка сменяется десятиэтажной брежневкой, а посреди этого еще и стеклянная коробка офисного здания или очередного ТЦ.

Само собой, до окраин ни один дизайн-код не доберется никогда.

Непонятно также, что местная администрация сможет сделать с «Пятерочкой» и прочими федеральными сетями. Даже в Петербурге или Москве властям лишь раз удалось принудить «Пятерочку» к соблюдению правил дизайн-кода, и только потому, что магазин «убил» облик одного из символов столицы — трамвайное депо.

Но главная причина невозможности воплощения идеи горадмина в реальность — финансовая сторона вопроса. «Причесать» дизайнерским гребнем один торговый центр, причем далеко не самый большой, стоит от 500 тысяч и до 1,5 млн.

Такие денег на непонятную для владельцев идею вряд ли кто-то согласится тратить. Добавим к этой стоимости цену монтажа и демонтажа, плюс заказ новой наружной рекламы.

Но самое страшное ждет малый бизнес. У владельца маленькой торговой площади точно нет денег на новую вывеску, а соответствовать дизайн-коду нужно. Значит, арендодатель будет трясти деньги с арендатора, у которого их еще меньше.

Все малое предпринимательство просто взвоет от новых расходов. Часть бизнесменов воспротивится, пойдут бесконечные суды, апелляции и прочая бюрократия.

И потом, многие стены просто не смогут выполнять дизайн-код. Например, не везде можно разместить крепления для вывески необходимого размера.

Неясно также, кто будет выполнять этот огромный проект. Чтобы грамотно нарисовать параметры для всего города, одна студия должна заниматься только этим целый год. Значит, что весь год дизайнерам должен кто-то платить.

Студия Лебедева может себе позволить такие проекты, их там, все-таки, 300 человек. В Архангельске таких студий просто не существует, а иногородние запросят втридорога.

И только представьте, как подскочат цены на наружную рекламу, когда менять вывески понадобится сразу всем. Дизайнеры и производители наружки будут просто купаться в последних деньгах малого бизнеса.

Тут же открывается огромнейшее поле для коррупции.

Неясно, кто будет вести контроль за вывесками и по какому критерию. То, что должно быть лаконичным и неброским в центре, в какой-нибудь Соломбале будет просто незаметно и точно так же не подходить по стилю к окружающей архитектуре.

Если этот дизайн-код будет применяться массово, то на первое время город превратят в рекламные руины с голыми стенами.

Берем стоимость работ монтажников, которым надо приехать с вышкой, снять старую вывеску, заменить все крепления и установить новую. Прибавляем стоимость производства новых рекламных конструкций, прибавляем работу дизайнера. Получается уже неподъемная сумма для какого-нибудь магазинчика или салона красоты. Остается только умножить все вышеперечисленное на тысячи вывесок по всему городу, чтобы получить неподъемную уже для Архангельска сумму.

И все это при том, что ни один дизайнер в городе не понимает, что собираются сделать власти. Причем те, кто еще пару лет назад готов был работать за идею, сегодня и на пушечный выстрел боятся подойти к такому контракту, опасаясь за свое психическое здоровье при выполнении всех требований.

Как ни странно, выход есть, но для этого придется забыть об отчетах.

Для того, чтобы ввести дизайн-код нужно время. Причем не год и не два.

Работу стоит начинать с ликбезов для предпринимателей. Объяснять, зачем нужен дизайн людям, застрявшим в девяностых — это очень долго, но результата добиться можно.

После нужно разработать проект под каждый квартал или даже под каждую улицу отдельно.

Дизайн-код — это не только вывески. Для создания приятного глазу визуального пространства нужно ликвидировать открытые грунты, убрать биллборды с прилегающих к тротуарам территорий, привести в порядок фасады.

Облик города начинается именно с фасадов: обновите их покрытие, уберите граффити, добавьте лаконичные украшения.

Вывески — это последний этап. Однако архангельские власти считают, что виноваты в состоянии города, кто угодно, только не они. Малый бизнес сойдет с ума, исполняя принятый дизайн-код, зато отчеты будут на высшем уровне.

Хрестоматийный пример успешного дизайн-кода — Пермь. То, как преобразился город даже получило название «Пермское чудо». Власти Перми около десяти лет назад пошли навстречу общественникам и получили прекрасный результат.

Поскольку, в презентации для Архангельска Пермь не указана, как положительный пример, то можно предположить, что в горадмине даже не слышали о «Пермском чуде», хотя о нем рассказывают на первых курсах всех дизайнерских и рекламных факультетов.

Теперь в Перми есть музей современного искусства на базе отреставрированной заброшки, молодежный театр, созданный энтузиастами и куча арт-объектов по всему городу.

Активисты и власть настолько хорошо нашли общий язык, что стали украшать друг друга. Молодые художники отлили огромные бетонные буквы «ВЛАСТЬ» и поставили их возле городской администрации.

Чиновники же не стали ругаться на весь интернет или сносить конструкцию. Наоборот, они обнесли буквы красивыми лавочками и дали арт-объекту вторую жизнь, создав общественное пространство прямо у своего крыльца.

Едва ли власти Архангельска готовы на такие смелые действия. Вряд ли архангельская власть захочет ждать годы, чтобы сделать все по уму. Скорее всего, горадмин, как обычно, возьмет топор и пойдет рубить вывески, до которых дотянется.

Две-три показательных казни и, скорее всего, проект загнется, не успев начаться, но галочка в отчете будет.

Такой дизайн-код, каким его представляют сейчас, не сделает ничего хорошего. Наоборот, подобный подход может навсегда похоронить идею комфортного визуального пространства Архангельска.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле