Экологический протест — это запрос населения на комфортную среду обитания, и он не носит политической подоплеки, считает политолог Павел Данилин.
В стране, напомним, стартовала масштабная реформа управления отходами: фактически в России создается новая отрасль экономики и современная инфраструктура, предполагающая создание мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, которые должны соответствовать всем мировым экологическим стандартам.
С 1 января 2019 года около 70 российских регионов полностью либо частично перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. В Архангельской области переходный период затянулся.
Кроме того, в Поморье власти совместно с инвестором планируют реализовать серьезный проект по внедрению инновационных технологий переработки и утилизации мусора. Политические силы, которые на самом деле не имеют долгосрочных экологических программ, подключаются к протесту с одной целью — засветиться и словить «хайп», уверен эксперт-политолог Павел Данилин.
По словам Данилина, — далее цитата:
«Экологический протест не самая удобная для оппозиции тема. Поскольку экологический протест всегда носит точечный характер. Если в каком-то конкретном месте болит, то чаще всего в радиусе 15–20 км уже совершенно все равно, что там дальше происходит.
Экологический протест никогда не носит общенародного характера, и для оппозиции он скорее интересен как спекуляция, причем на краткосрочный период, но неинтересен как „долгосрочные инвестиции“, скажем так.
Иными словами, засветиться на месте, сказать пару слов, словить, как сейчас говорят, „хайп“ — это да. Но реализовывать экологические программы, иметь какой-то экологический план действий — это всё им неинтересно. Поэтому всё участие в экологических протестах несистемной оппозиции превращается в некое реагирование — и не более того.
По сути, экологический протест — это запрос населения на комфортную среду обитания, и он понятен. Оппозиция же, как правило, подключается к нему тогда, когда протест уже сформирован, и с той целью, о которой я уже сказал, — словить хайп».
Конец цитаты.
Оппозиции, как политическим партиям, так и внесистемным игрокам, удалось прилично раскачать ситуацию в области: «антимусорные» акции протеста следуют одна за другой.
Однако в самое ближайшее время северян ждет неприятный сюрприз в виде новой строчки в квитанциях за коммуналку.
Ведь еще в 2016 году в сфере обращения с отходами произошли существенные изменения на федеральном уровне — законодательно была введена новая система обращения с отходами, а также создан институт регионального оператора.
В Архангельской области региональный оператор — компания «ЭкоЦентр» — в полном объеме включится в работу после утверждения территориальной схемы и принятия нового тарифа — примерно к июлю этого года.
Сейчас региональные власти с помощью финансов и технологий внешнего инвестора — правительства Москвы — пытаются максимально смягчить переходный период. Отходы, которые накапливались десятилетиями в области и никак не утилизировались, придется убирать за свой счет (речь идет о миллиардных расходах). Без иных источников финансирования регоператор будет вынужден включить все эти расходы в тариф, и тут никак не обойдется без роста платежей.
Прогноз на сегодня такой (напомним, тариф еще предстоит утвердить региональному агентству по тарифам и ценам). Для домовладений в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек норматив накопления ТКО на 1 проживающего в многоквартирном доме составляет 2,2 м³ в год (что составляет по прогнозному значению плату в 153 руб/мес), в индивидуальном жилом доме — 2 м³ в год (140 руб/мес). Доля населения в данной категории составляет 70,5% от всего населения Архангельской области.
Для домовладений в городских населенных пунктах с численностью населения менее 12 тысяч человек норматив накопления ТКО на 1 проживающего в МКД составляет 1,48 м³ в год (что составляет по прогнозному значению плату в 103 руб/мес), в ИЖД — 1,4 м³ в год (97 руб/мес). Доля населения в данной категории составляет 7,7% от всего населения Архангельской области.
Для домовладений в сельских населенных пунктах независимо от типа домовладения на 1 проживающего — 1,2 м³ в год (84 руб/мес). Доля населения в данной категории составляет 21,8% от всего населения Архангельской области.
По словам известного российского эколога, председателя партии «Альянс зелёных» Александра Закондырина, в странах, где создана полноценная структура обращения с отходами, начиная с раздельного сбора и заканчивая экологически безопасной утилизацией, расходы на это заложены в тариф для населения, — далее цитата:
«Если взять, к примеру, западноевропейский опыт, то там тарифы для населения совершенно несопоставимы с российскими. Просто в разы. Если, к примеру, сравнить стоимость вывоза мусора из одного домовладения в Гамбурге, то в пересчете на наши деньги это примерно 2,3 тысяч рублей. В России — около 100–120 рублей.
Даже с учетом разного уровня доходов это существенная разница. Пока в тарифе не будет заложена составляющая, предусмотренная на раздельный сбор отходов, на создание этой структуры, на мусоропереработку и так далее, то это делать сложно».
Конец цитаты.
По мнению политолога Павла Данилина, как только население увидит в квитанциях реальный тариф «на мусор», экологические протесты в регионах могут сойти на нет, - далее цитата:
«По сути, экологический протест — это запрос населения на комфортную среду обитания, и он понятен. Но как только мы начинаем разбираться с вопросами утилизации мусора, то выясняется, что за это надо платить, а население платить не готово, население не готово заниматься раздельным сбором мусора и так далее. И это может оказаться настолько обременительно, что в итоге сами люди-то и взвоют: делайте с этим мусором что хотите, складируйте, где хотите. Только от нас отстаньте».
Конец цитаты.
По мнению экспертов, в ситуации бюджетного дефицита, когда у региональных властей нет средств на создание требуемой инфраструктуры, решить поставленную президентом задачу по созданию структуры по обращению с отходами поможет частный бизнес.