Завтра в Архангельске −3°CСеверодвинске −5°CОнеге −3°CВельске −2°CМирном −2°CШенкурске −3°CЯренске −2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 04.02.2019 13:19

Рэпер — не режиссер

03.02.2019 10:00
Рецензия на фильм «BEEF: Русский хип-хоп» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Рома Жиган

В ролях: 70 рэп-исполнителей

В прокате с 24-го января


В 2019-м году от российского кинопроката можно ожидать, чего угодно. Уже не вызывает удивления, когда зритель поддерживает рублем продолжение истории про «Бабушку легкого поведения» или ксенофобная комедия «Как я стал русским» заполняет собой все сеансы кинотеатров.

Однако русские рэперы всегда отличались интересной особенностью — умением стучать снизу каждый раз, когда кажется, что дно достигнуто.

Изначально, заподозрить неладное было непросто. Динамичный трейлер с кадрами живых выступлений, дорогостоящий промоушен и Рома Жиган в кресле режиссера, описывающий пафосным голосом суть своей картины:

«Весь путь русского хип-хопа от андеграунда до огромных стадионов, показанный глазами самых ярких и знаковых представителей культуры. Фильм заглядывает за кулисы русского рэпа, обнажая все конфликты и столкновения, показывает истинный облик всего жанра и отвечает на вопрос — как ему удалось захватить современное поколение и стать музыкой номер один».

Представим, что может подумать о фильме потенциальный зритель после всего вышеизложенного.

Во-первых: подавляющее большинство населения страны задаст вопрос Гуглу: «кто такой Рома Жиган?»

Те же, кто хоть как-то касался русского хип-хопа, могли понадеяться, что наконец-то рэп-культура «вышла из шкафа» на большие экраны. Производством занимаются те, кто знает вопрос изнутри, а значит можно рассчитывать на уникальные архивные кадры, неизвестные факты из жизни 70-ти (!) заявленных рэперов и попросту грамотное представление относительно-закрытого жанра для широкой аудитории.

Но Роман Жиган не стал идти таким сложным путем. При этом, стоит отдать режиссеру должное: вероятно, Вор-рецидивист (значение слова «Жиган» на воровском жаргоне, — прим. ред.) сумел первым в России прокатить по кинотеатрам обычную телепередачу.

Именно так. То, что носит название «BEEF: Русский хип-хоп», на самом деле, нельзя назвать фильмом, даже понятие «документальный фильм» можно применить с большой натяжкой.

На широких экранах именно телепередача. «Биф» даже разделен на блоки, между которыми так и тянет поставить рекламу.

Дело в том, что фильм-передачу снимал «Первый канал» и, всего через месяц после выхода в прокат, любой желающий сможет посмотреть «Биф» на этом самом канале. С рекламой, блоками и перебивками, как и положено.

Видимо, дела у Романа Жигана или «Первого канала» настолько плохи, что они решили срубить дополнительные деньги на аудитории, которую заманят в залы любимыми исполнителями, рассказывающими всю правду про рэп.

Предупреждаем сразу: не ведитесь. Суммарно, отдельный кумир проводит на экране минуты 2-3. Эти две минуты славы разбиты на отрезки по 20-30 (иногда и того меньше) секунд и вставлены в каждый из блоков.

Как ни странно, СЕМЬДЕСЯТ артистов не смогли наговорить на полуторачасовой хронометраж и режиссеру пришлось бессовестно тянуть время, вставляя целые лайв-выступления по 4-5 минут, чтобы ленту пустили в кинотеатры. Причем, почти все лайвы из фильма можно спокойно и бесплатно посмотреть на Ютубе.

Соответственно, ценность должны иметь эксклюзивные (на этом слове Жиган часто делает акцент) интервью со всем русским рэпом.

Как бы ни так.

Каждый из приглашенных гостей скажет буквально два слова о том, как он купил свой первый кассетник, как его били скинхеды, а после еще 10 секунд про первую студию и популярность. Но это полбеды. 

Беда целиком — это концентрация бреда во фразах некоторых рэперов. Пара-тройка из семи десятков вообще едва составляют предложения из отдельных слов. Один из участников группы «25/17» выдал нечто вроде: «Те, кто курят дудку, слушают трэки про дудку. Кто ходит на турники, слушают про турники. Каждый выбирает музыку по занятию».

Надо полагать, что менеджеры слушают «офисный рэп».

Как ни странно, но самые адекватные и наименее пафосные две минуты получились у коммерсантов от музыкального бизнеса.

Директор «Блэк Стар» без стеснения сказал, что занимается получением прибыли, а не искусством, а Александр Толмацкий — отец и продюсер Децла, озвучил две самых циничных, для уха русского рэпера, фразы:

«Рэперу не нужно уметь сочинять стихи, не нужно уметь играть, не нужно уметь петь, нужно только подобрать правильный ритм и создавать контент» и «Что такое хип-хоп? Популярнейшая музыка».

Скорее всего, Толмацкий знает, о чем говорит, ибо в свое время его сын был чуть ли не самым успешным артистом страны.

К слову, у Жигана не получилось собрать весь хип-хоп в одном фильме. Очень старая школа не досчиталась важных для жанра Кирпичей, Дельфина и Bad Balance. «Средняя школа» же представлена слишком обильно. Некоторых персонажей может идентифицировать только человек с энциклопедическими знаниями в русском рэпе.

За всю новую школу отдувается один лишь Фейс.

Еще в фильме зачем-то приняли участие блогеры МС Хованский, группа «Хлеб» и Эльдар Джарахов. Видимо, чтобы доказать зрителю: Фейс — не предел.

Старички выглядят очень комично, когда ругают, сменившее их поколение. В частности, сам Жиган упрекает «фрешменов» в отсутствии поэзии.

Для стороннего человека все выглядит еще интересней. Автор этих великих строк:

«Я с подельником во дворе дома,

Снова идём на делюгу, всё готово,

Что надо для того, чтобы быть счастливым:

Пару банок пива и в крови адреналин».

Осуждает своего молодого коллегу за подобный текст:

«Я иду брать лут, о да

Отдай мне инвентарь

Айс на моей шее, он сияет как фонарь

Рональдиньо трюки, эта с**а, как вратарь».

Деградация словесности, конечно, налицо, но изначальная планка находится ненамного выше.

Ну, а молодой артист Фейс продолжает надеяться, что под гнетом цензуры, из подобных ему могут появиться новые Высоцкие.

«Разбудит нас какой-то тип

И пустит в мир, где в прошлом войны, боль и рак.

Где побежден гонконгский грипп.

На всем готовеньком ты счастлив ли? Дурак…»

Feel the difference.

При всем уважении к поклонникам Фейса и прочих — нет, не появятся.

Можно бесконечно глумиться над высказываниями многих участников данной передачи, но она, все-таки, называется «BEEF: Русский хип-хоп». Слово «BEEF» можно перевести с рэперского, как «терка» или проще «конфликт».

Возможно, кто-то ждал, что фильм будет посвящен разборкам или описанию разногласий между рэперами, но нет. Собственно, самому бифу уделено всего минут 20 из полутора часов.

И за эти 20 минут можно заметить одну интересную особенность:

Если закрыть глаза и представить себе рэперскую разборку в Америке, то на ум сразу приходят перестрелки, война Запада и Востока, девять пуль в 50-cent.

Разборка отечественных реперов больше напоминает банальное унижение ботаника приблатненными школьниками.

Если вдруг читатель обитает вне рэперского мира, то поясним: режиссер описываемого фильма знаменит еще и тем, что в ответ на оскорбления в интернете от своего коллеги по цеху, ворвался к нему домой с группой товарищей, избил при девушке хозяина квартиры, поставил на колени и заставил публично извиниться на видео, дополняя все словесными унижениями.

Поскольку режиссерское кресло позволяет распределять приоритеты в кино, Жиган Роман уделил этому конфликту особое внимание. С гордым видом он сообщил зрителю с экрана: «Я живу по своим правилам и понятиям».

Российские «дворовые» рэперы так и не могут определиться: районные гангстеры они или урки в хате. Есть еще третий вариант — борец за все хорошее, против всего плохого. Причем, последний может включать в себя первые два.

После рассказов о становлении культуры, о боях со скинхедами и возвышений себя над рэперским молодняком такие драки из-за ерунды выглядят смешно и слегка не верится, что взрослые люди поджидают друг друга с битами у подъездов, специально покупают фаллоимитаторы подлиннее, чтобы толпой избить ими другого дерзкого артиста, а «Первый канал» снимает про все это кино… Сюрреализм.

Причем, не понятно, для кого именно снят этот фильм: люди, знакомые с жанром, и без Жигана знают, как все появилось и окрепло. Школьникам, слушающим новую школу, откровенно наплевать на древние разборки дедушек рэпа. Для остальных же все будет слишком сумбурно. Из фильма решительно непонятно, как развивался жанр, как менялись стили, кто, как и кем вдохновлялся. Это просто поток сознания разных людей, разбитый на темы.

Причем, если бы у Вора-рецидивиста (расшифровка жаргонизма «Жиган», — прим. ред.) Романа желание раскрыть душу русского хип-хопа стояло выше жажды наживы, то он мог бы додуматься сделать серию документальных передач для ТВ. Каждая часть, длиной минут в 30-40, рассказывала бы об отдельном периоде и его героях.

В 2007 году по «СТС» шла прекрасная программа «История российского шоу-бизнеса». Каждую неделю Шнур и телеведущий Корчевников целый час подробно рассказывали, как развивалась данная индустрия на территории всего пост-советского пространства. В один час укладывалась одна пятилетка. Целый сезон получился.

В заключении хочется отметить еще один забавный факт. Повествование начинается со слов: «Попса и рокеры, вышедшие на широкую сцену после развала СССР, уже не отвечали нашим запросам. Мы стали искать иные способы самовыражения …»

Интересно, понимают ли рэперы, что превратились в тех самых стареющих рок-музыкантов?

В сети можно найти десятки точно таких же передач, как и снятая Жиганом, только про рок-музыку. В зависимости от года выхода, различной степени старости Макаревичи, Гребенщиковы, Кинчевы и прочие точно так же с ностальгией вспоминали первые квартирники, первые записи на пластинку, цензуру и всесоюзную популярность.

Разница, пожалуй, в том, что, в творческом плане, рокеры умирали в более преклонном возрасте, нежели большинство из участников «Бифа». Да и вели себя рок-звезды как-то дружелюбнее. В страшном сне не представишь, чтобы какой-нибудь Маргулис ставил на колени Кипелова за оскорбления. Подраться — само собой, но и меру знать надо.

Что уж там, даже Юра Хой и беззубый панк-Горшок выглядят большими джентльменами на фоне Жигана или Dʼmast-ы.

Резюмируя все вышесказанное, хочется привести цитату участника рэп-коллектива «Мияги и Эндшпиль»: «Будут нормальные ниггеры, будут и нормальные бифы».

P.S.

Каким-то образом к созданию фильма подсосалась небезызвестная студия коммуниста Гоблина. «Запикивать» матерные слова цензурными аналогами в исполнении Дмитрия Юрьевича — странная режиссерская находка, ибо Гоблин и русский рэп находятся немного на разных культурных полюсах, и ранее не пересекались.

Однако «Эхо Севера» позаимствует эту фишку у Жигана ради эффектного финала. Доверим классику подвести итог:

Видео: Vishnya42


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» и кинотеатр «Русь» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле