Завтра в Архангельске −3°CСеверодвинске −5°CОнеге −3°CВельске −2°CМирном −2°CШенкурске −3°CЯренске −2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 11.02.2019 09:19

Страшный сон олигарха

10.02.2019 14:51
Рецензия на фильм «Завод» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Юрий Быков

В ролях: Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин, Иван Янковский, Александр Бухаров

В прокате с 7-го февраля


Режиссер «Дурака» и «Майора» снова берется за самый близкий для себя жанр — за жанр социальной драмы в локациях «российской действительности», причем в самом бескомпромиссном ее варианте.

Режиссер снова старается показать все максимально жестко. В «Заводе» конфликт между «верхами» и «низами» достигает своего максимума. Никаких митингов или гневных постов во Вконтактике. Рабочие сразу берут в руки оружие, а местного олигарха в заложники.

Дело в том, что провинциальный завод по производству каркасов для железобетонных плит закрывается из-за нерентабельности. Десятки рабочих остаются без средств к существованию, к тому же долги по зарплате им выплачивать никто не спешит.

Во всем виноват местный олигарх Калугин, сделавший завод разменной монетой в своей очередной махинации. Рабочие грозят ему бунтом, но воротила делает вид, что его такой поворот событий напугать не может.

Для того, чтобы направить стихийное возмущение работяг в какое-то русло требуется вожак. На эту роль идеально подходит нелюдимый молчун по прозвищу Седой (Денис Шведов), чье изуродованное лицо и испещренная страшными шрамами спина выдает в нем ветерана Чеченской войны.

Вместе с несколькими коллегами он разрабатывает гениальный в своей простоте план похищения Калугина с целью погашения долгов. Операция проходит успешно: директора под дулом автоматов привозят на его же предприятие, куда вскоре прибывают с выкупом сотрудники его личного ЧОПа.

На пресс-конференции фильма «Завод» актеры шутили, что режиссер Юрий Быков любит превращать съемочную площадку в ад. Потому что снимает он, как правило, ночью, в жуткий холод и под дождем (чаще всего искусственным).

А в этот раз к привычным «радостям» добавилась цеховая пыль: съемки шли на действующем предприятии. При этом актеры вынуждены находиться в максимальном психофизическом напряжении, потому что в таком же напряжении находятся их герои, загнанные сценаристом Быковым в совершенно безнадежные ситуации.

Конечно, в каждой шутке есть доля шутки, однако подобным актерским байкам почему-то веришь. Тем более что на экране действительно зримый ад. Ад беспросветных ночных сумерек и бескрайнего ливня, размазывающего грязь по лицам суровых заводских мужиков.

Ад нищеты, болезни и беспредела. Но страшнее всего то, что в этом кошмаре шанса на хэппи-энд, кажется, не будет ни у кого. И не важно, работяга ты, олигарх или ЧОПовец — безнадега у Быкова одна на всех.

Но есть у «Завода» особенности, которые раньше в работах Быкова в таких пропорциях не встречались. Дело в том, что в этот раз Быков решил заглянуть на территорию современного боевика — и снял несколько шикарных боевых сцен.

Однако, как только перестрелка заканчивается, режиссер сразу же кидается с головой в «народную драму» — и оказывается во власти 90-х. Говоря проще, фильм мечется между жестким боевиком, философствующей древнерусской тоской и проклятыми вопросами типа «А в чем справедливость, брат?» и «Почему у тебя все, а у меня нечего?».

Учитывая последние две цитаты, Юрий Быков в своем новом фильме очень близко подошел к стилю любимого режиссером Алексея Балабанову, а его герой-одиночка — к Даниле Багрову (хотя возраст и жизненный опыт этих персонажей совсем не совпадают). Причина такого сходства проста: Седой, Туман и Калугин спорят о правде и справедливости с наивной прямолинейностью 90-х.

И тут Быков прав, но только частично: девяностые действительно никуда не делись, они продолжаются и сегодня — и об этом говорят многие, в том числе и в кино. Только тогда, судя по всему, в людях сохранялись еще некие романтические иллюзии. В 2019 году же никто не даст герою произведения сказать «сила в правде», не боясь быть высмеянным.

«Правда» уже давно доказала, что силы в ней не так уж и много. И, судя по фильму и его интонациям, Быков прекрасно это понимает, но тем не менее специально делает акцент на том, что герои сражаются за правду.

Самое интересное, что эта «правда» даже не нуждается в экспозиции. Российский зритель как-то подсознательно понимает, что сопереживать заводчанам будет правильно и борьба ведется за объективную справедливость, хоть сам фильм ни разу открыто об этом не скажет.

На первый взгляд, «Завод» продолжает линию социально ответственного кино, начатую в предыдущих резонансных работах Быкова «Майор» и «Дурак». Произвол на местах достиг своего апогея, правды нет, каждый сам за себя, кто сильнее, тот и прав, а непокорных пускают в расход без суда и следствия.

В чем-то «Завод» даже мрачнее своих предшественников. Если в «Майоре» полиция оказывается беспощадной, но грозной силой с тщательно отстроенным механизмом саморегуляции, то в «Заводе» она предстает избыточным звеном в разборках между цепными псами местных князьков с внезапно вышедшими из-под контроля подданными.

Зато во всех последних фильмах Быков придерживается правила, которое звучит так «Happy end мы пока не заслужили». «Завод» тоже не даст победить правде, справедливости и прочему доброму и вечному. Всех снова сожрет «российская действительность».


Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле