Также увольнения грозят тем, кто занят в транспортной и банковской отраслях, пишут «Известия». Всего же весной под сокращения могут попасть 115,7 тыс. человек — это невысокий и весьма оптимистичный показатель для российского рынка труда, отмечают эксперты.
По их мнению, возможные увольнения именно в указанных Минтрудом сферах могут быть связаны с приостановкой производства из-за перенасыщения рынка, проблемами компаний-перевозчиков и продолжающейся «чисткой» банковского сектора.
Чиновники Минтруда составляют мониторинг на основе информации работодателей, которую те представляют в службы занятости, указано в документе. Предприятия обязаны уведомлять власти за два месяца до предполагаемого сокращения, при этом руководство может и изменить планы.
Данные для последнего мониторинга представили 14,6 тыс. организаций, где работают 5,6 млн сотрудников. Документ раз в месяц направляют в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которой руководит вице-премьер Татьяна Голикова.
По данным мониторинга на 6 февраля, большинство сокращений может произойти в Москве (18,7 тыс.), Санкт-Петербурге (5 тыс.), Свердловской области (4,5 тыс.), Пермском крае (4,4 тыс.) и Кемеровской области (3,7 тыс.).
Выше всего риск увольнения в сфере автомобилестроения — работу в этой отрасли могут потерять 25,8 тыс. человек. За ними следуют занятые в транспортных компаниях (23,4 тыс. человек) и сотрудники финансовой и банковской отраслей (15,4 тыс. человек).
При этом еще в конце прошлого года тройка лидеров была другой: вероятнее всего, можно было потерять работу в банках, затем — на транспорте и производстве электрооборудования.
В последнем мониторинге Минтруда также указано, что вероятность потерять работу высока в сферах производства электрооборудования (под сокращения могут попасть 14,8 тыс. человек), производства машин и оборудования (11,1 тыс. человек), добычи энергетических ископаемых (7,4 тыс.), производства стройматериалов (6,4 тыс.).
В Минтруде не ответили на запрос «Известий» о том, почему риск увольнений увеличился именно в этих отраслях. Однако эксперты считают, что высокая вероятность сокращений, например, в сфере автомобилестроения связана с тем, что некоторые заводы планируют приостановить производство.
По словам профессора Московского гуманитарного университета Алексея Скопина, рынок авто перенасыщен, а спросом пользуются лишь достаточно дорогие машины — стоимостью от 1,5 млн рублей и более. Но обстановка может измениться благодаря тому, что отрасль получит господдержку, полагает эксперт.
Аналогичная ситуация складывается и в сфере производства электрооборудования. Большинство россиян не готовы приобретать бытовую технику, а склады с ней наполнены прошлогодней продукцией, поэтому сборку новой также собираются приостановить, рассказал Алексей Скопин.
В транспортной же сфере под сокращения могут попасть в основном сотрудники частного общественного транспорта, чьи компании не выиграли тендеры на предоставление своих услуг в этом году, объяснил эксперт.
В целом отрасли автомобилестроения и производства электроники можно считать весьма рентабельными, поэтому вероятность увольнений здесь — явление скорее краткосрочное, считает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков.
— Понятен риск сокращений сотрудников банков — ЦБ продолжает чистку этого рынка, многие кредитные организации лишаются лицензий, а сотрудники — работы, — пояснил «Известиям» эксперт.
Весьма вероятны увольнения и в сфере торговли, считает Александр Щербаков. По его мнению, сейчас эта отрасль теряет рентабельность, и бизнесмены могут задуматься о сокращении расходов на персонал.