Завтра в Архангельске −3°CСеверодвинске −5°CОнеге −3°CВельске −2°CМирном −2°CШенкурске −3°CЯренске −2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 03.03.2019 12:49

Шути, пока дают

03.03.2019 12:39
Рецензия на фильм «Юморист» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Михаил Идов

В ролях: Юрий Колокольников, Алиса Хазанова, Юлия Ауг, Алексей Агранович, Семен Штейнберг

В прокате с 28-го февраля


Идет первая половина 1984-го. В Латвийской ССР, в красивом зале на балтийском берегу с сольным концертом выступает популярный юморист Борис Аркадьев. Гвоздь программы — номер про курортного фотографа с обезьянкой, с платиновыми шутками про немытого Патриса Лумумбу и адюльтер.

На выходе из зала благодарная слушательница напомнит Аркадьеву, что вообще-то он хотел стать большим писателем: вот у нее и книжка есть для автографа. «Поздно», — ответит Аркадьев, рисуя непристойный автограф на форзаце книжки с говорящим названием «Проклятье».

Режиссерский полнометражный дебют Михаила Идова (ранее он снял клип Монеточки «90») получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Движение» и вот наконец доехал до широкого проката.

В театре (например, на «Обыкновенной истории» или «Маленьких трагедиях») Агранович — артист, хоть и часто повторяющий похожий образ дельца или бизнесмена, но при этом все-таки крайне убедительный. Та же история повторяется и в кино: «О чем говорят мужчины», «Кислота», «Русский бес» — там Аграновича совсем немного, но его герои выходят яркими и реалистично-жесткими.

В «Юмористе», где придуманному Идовым комику приходится выбирать между несчастливым благополучием и честным выкриком в сторону несовершенств системы, актер вырывается из привычного для него образа, и, пусть не сразу (первые минут 30 картины Агранович будто бы разыгрывается), но с ним справляется, о чем говорят диалог с космонавтом и финальный монолог в бане.

Его эстрадные номера — не случайно навязчиво цитирующийся на протяжении всего фильма, не случайно даже окаймляющий его как знак дурной бесконечности, пошловатый, с эротическим подтекстом один и тот же скетч — форма творчества, придающая самосознанию Бориса как автора вид целесообразности, но тем самым сводящая само творчество к рутинной функциональности.

Собственно, об этом он говорит в перепалке с сыном-подростком Ильей, упрекающим отца, по сути дела, в том, что тот пренебрегает первостепенной своей родительской ролью. Борис яростно тычет в модные шмотки и дорогую аудиотехнику: вот, мол, я потому дома редко бываю, что тружусь, чтобы на все это заработать! — и тем лишь доказывает, что подчиняет свою большую игру независимым от него законам стоимости, заодно симулируя собственное психологическое равновесие.

Борису нужен собеседник, но его нет. Среди коллег он ощущает себя птицей более высокого полета и относится к ним, мягко говоря, свысока, если не сказать пренебрежительно, даже демонстративно пренебрежительно — на глазах у приятеля уводя к себе в номер его девушку.

Жена Эля, которую тонко, практически одной мимикой (при минимуме текста) играет Алиса Хазанова, чувствует мрачное настроение мужа, но она не допущена к его сомнениям. Интуитивно сам он чувствует, что единственным равным ему собеседником мог бы стать бог, но он в него не верит.

«Юморист», как ни странно, — кино показательное, в первую очередь обличает, не советское прошлое, а российскую современность, которая с первым во многом начинает совпадать. В этом картина повторяет предыдущую сценарную работу Идова — «Лето» Кирилла Серебренникова.

Но при этом, а также при всей своей мягкости, «Юморист» более конкретно и прямо осуждает (интересно, что он именно осуждает, а не высмеивает) цензуру, коррумпированность чиновников и страх людей перед властью — то, что было характерно для России в принципе всегда, но особенно отчетливо видится именно в последние годы.

При всей своей рафинированности от шуток и смешных анекдотов, в ленте есть пара точных юмористических попаданий. Такой выглядит, например, сцена с неординарным автографом или бойкие речевые каламбуры самого Абрамова. Да и в финальном трагическом монологе есть много чего действительно забавного.

Конечно, можно доказывать, что выбранная создателями цветовая палитра, как нельзя лучше, передает дух СССР, но на деле во время просмотра «Юмориста» не раз возникает ощущение, что фильм показывается на одном из российских телеканалов, и именно после отечественной сериальной продукции.

Предшествующие возникновению конфликта (в данном случае внутри Аркадьева) события по ощущениям длятся целую вечность, по факту — большую часть фильма.

Для биографической драмы, где, в связи с трепетным отношением к реалиям (все вокруг придуманного героя кажется похожим на правду), и так ярких событий много быть не может, столь долгое ожидание надрыва юмориста вызывает желание перемотать до интересного момента.

И что в итоге?

«Юморист», столь аккуратно поставленный, что возникает ощущение, будто фильм не о человеке, а о языке. Аркадьев, как мы узнаем позднее, действительно считает себя представителем и продолжателем великой русской литературной традиции. Язык — его рабочий инструмент, но как же зарегулирован и обезврежен он в фильме.

В отношении Аркадьева он цензурирован властью, в отношении цензоров — самим режиссером. То есть, в стране, где фразой «слово за слово» можно объяснить что угодно, самые страшные люди говорят дежурными литературными конструкциями. Не распознать тут ни КГБ, ни генералитет в баньке — не складывается речевая драматургия.

Отчасти пенять можно на наши законы: со всеми запретами честный звук у этого фильма был бы безнадежно испорчен запикиваниями. Но, может, иногда действительно стоит пикнуть? Особенно остро это ощущается, когда выстреливает заряженная еще в начале фильма кассета с Эдди Мерфи — совершенно бессовестный, культовый стенд-ап, за которым — иная степень свободы.

Фильм Михаила Идова — обаятельный, если принять его правила, настроиться на его волну. Именно с настраиваемой радиоволны «Юморист» и начинается. Это кино знает свою норму — ты ждешь от него хоть какой-то несдержанности, а оно не настаивает ни на чем кроме, может быть, одного: в России сегодня проблема не с тем, чтобы достать кассету Эдди Мерфи, а с тем, что некому ее дать.

Делая скидку на дебют, «Юмориста» хочется назвать фильмом сложившимся. У ленты свои особое настроение и задача зрителя — в него попасть. Но вот возникнет ли желание напрягаться, когда есть и более заманчивые предложения?


Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле