Завтра в Архангельске −6°CСеверодвинске −6°CОнеге −4°CВельске 0°CМирном 0°CШенкурске −3°CЯренске 0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 18.11.2019 21:10

Вечные споры грязного Севера

28.03.2019 17:00
В Архоблсобрании обсуждали мусорный вопрос. Спорили. Мерились знаниями. Исключили Рикасиху. Разошлись, но обещали вернуться.

Сегодня в стенах Архангельского областного Собрания депутатов состоялось заседание рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Если выразиться простым языком, то собравшиеся обсуждали одну из самых популярных сегодня в области тем: обращение с отходами. Также речь шла о выборе нового полигона для складирования мусора и деятельности регионального оператора по обращению с ТКО («ЭкоЦентр» — прим. ред.).

Напомним, что предыдущее заседание состоялось 28 января. На нём собравшиеся обсуждали доклад заместителя председателя правительства Архангельской области Евгения Фоменко. Итогом заседания стала рекомендация региональному правительству рассмотреть поступившие предложения по внесению изменений в проект территориальной схемы обращения с отходами на территории области.

Сегодня на заседании рабочей группы Евгений Фоменко в очередной раз сообщил, что Рикасиха из планов регоператора исключена. Окончательно и бесповоротно.

— Экспертные оценки проектного института, который проводил изыскания, говорят о том, что реализовать проект в текущих условиях в Рикасихе не представляется возможным. Результаты изысканий показали пригодность данного участка для строительства такого объекта только при условии применения специальных проектных решений.

Но использование таких решений приведет к существенному удорожанию строительства, что неизбежно отразится на тарифе регионального оператора. Речь о суммах, которые в 6-10 раз выше запланированных.

Более того, имеющаяся к участку дорога не позволяет обеспечить движение спецтранспорта, в связи, с чем необходимо провести ее реконструкцию, что так же существенно удорожит и отсрочит реализацию проекта, — подчеркнул Евгений Фоменко.

Следующим слово взял представитель регионального оператора Дмитрий Зубко.

— В силу объективных причин регоператор до сих пор не моежет приступить к своей фактической деятельности по организации обращения с ТКО на территории Архангельской области. Основная причина: это отсутствие понимания расположения объекта.

В рамках проведенной работы региональный оператор по собственной инициативе и за собственные средства произвел изыскания на земельном участке в районе станции Рикасиха. В результате изыскания показали пригодность данного земельного участка. 

Но, как было сказано выше, проведение всех необходимых мероприятий в Рикасихе привело бы к значительному подорожанию проекта, — рассказал Зубко.

Далее представитель регионального оператора поведал собравшимся, что «ЭкоЦентр» заранее спрогнозировал подобный исход событий. Поэтому ими было принято решение рассмотреть альтернативные Рикасихе участки.

Зубко поделился мнением, что выбор подходящих участков в Архангельской области не богат. По оценкам регоператора большинство из них расположены в зоне подтопления, недопустимой близости к жилым домам, водным объектам, вовлеченым в хозяйственную деятельность предприятий или на землях Министерства обороны РФ.

— В результате проведенной работы регоператор выделил 5 участков, которые более или менее подходят по формальным признакам, которые подтвердят пригодность этих участков. Все они находятся в границах Приморского района, — продолжил представитель регионального оператора.

В заключении Дмитрий Зубко отметил особый характер протестных настроений в Архангельской области и негативный резонанс, который сопровождает каждый шаг регионального оператора с начала реализации мусорной реформы на территории региона. Он добавил, что такая деструктивная деятельность создает дополнительные помехи в работе «Эко-Центра».

К слову, уже после заседания Евгений Фоменко пояснил, с чем, как он считает, связана такая негативная активность среди жителей области. Но об этом позже.

Дмитрий Зубков также обмолвился, что в результате всех происходящих в области процессов «ЭкоЦентр» в настоящее время несет убытки.

Вступительную речь спикеров резюмировал депутат и вице-спикер Архангельского областного Собрания Александр Дятлов («Единая Россия»).

— Указ президента России в части экологии и положений 89-го федерального Закона у нас никто не отменял. Поэтому сегодня общественной комиссии, куда включены абсолютно все заинтересованные и ответственные лица, необходимо сосредоточиться на реальной работе по выбору одного из предложенных регоператором участков, дабы исключить возможность повторения ситуации с участком в Рикасихе, — рассказал вице-спикер АОСД.

Затем Александр Дятлов дал слово другим собравшимся в аудитории и предложил перейти к вопросам.

Первым выступил Александр Федорков (депутат АОСД, фракция ЛДПР) и попросил уточнить о каких 5 названных выше участках земли идет речь.

Дмитрий Зубков подчеркнул, что более детально участки будут представлены 5 апреля на заседании общественной комиссии. Пока выбор пал на 5 земельных участков в Приморском районе:

  • земельный участок в районе 30-го километра дороги М8;
  • участок рядом с посёлком Лесная речка;
  • участок в районе Уймы (ранее там хотели строить АЭС);
  • участок рядом с посёлком Талаги (колония-поселение № 3 УФСИН);
  • участок рядом с посёлком Лесная речка (исправительная колония № 7 УФСИН).

Далее вопрос задал депутат АОСД Алексей Кувакин («Справедливая Россия»). Он обратился к Евгению Фоменко. Со слов народного избранника изменение опорного объекта по 44 Федеральному Закону несёт за собой повторную процедуру по выбору регионального оператора.

Зампредседателя областного правительства посоветовал депутату еще раз внимательно перечитать практику применения 89 Федерального Закона и добавил, — далее цитата:

«Я полтора года занимаюсь этой темой и впервые слышу то, о чем вы сказали. Более того, ни в одном из регионов я о подобных фактах не слышал. Изменение места положения опорного объекта НЕ влечет за собой новую конкурсную процедуру».

Конец цитаты.

Алексей Кувакин продолжил и обратил внимание, что он указывал не про 89 ФЗ, а про 44. На что получил ответ примерного содержания: данный конкурс проводился не по 44 ФЗ, поэтому он на процедуру выборов регионального оператора не распространяется.

— Суд это покажет, — добавил обиженно депутат Кувакин.

Затем слово взяла депутат АОСД Ирина Чиркова («Справедливая Россия»), которая попросила уточнить саму суть понятия «новая терсхема», — далее цитата:

«У нас здесь 4 депутата, которые недавно были на совещании у губернатора. Там из уст первого лица прозвучала немного другая информация. Состыкуйте их, пожалуйста. Он нам сообщил, что Рикасиха исключена по другому положению. Вы два раза повторили, что участок пригоден.

Нам же было озвучено, что изыскания показали высокий уровень для такого объекта грунтовых вод. Нам здесь сказали разную информацию принципиально».

Конец цитаты.

Евгений Фоменко, отвечая на вопрос Ирины Чирковой подчеркнул, что пригодность и непригодность — это субъективные понятия. Он отметил, что объект можно построить с любой геологией. Вопрос упрется лишь в его цену.

— Указанные исследования показали пригодность объекта, но при достаточно серьезной корректировке в плане стоимости и сроков его реализации. И это фактически делает его непригодным — заключил Фоменко.

Как и следовало ожидать, далее в зале развернулась едва ли не лингвистическая дискуссия на тему: можно ли считать объект непригодным, если он, по сути, пригоден, но такой дорогой, что непригоден. Очевидно, что прения могли затянуться до вечера…

… если бы в разговор не вмешался депутат АОСД Виталий Фортыгин («Единая Россия»), который еще раз объяснил собравшимся в аудитории саму суть сегодняшней встречи, — далее цитата:

«У нас есть 89 ФЗ, по которому правительство Архангельской области выбрало регионального оператора. Мы должны были с 1 января начать работу. Работу мы не начали.

Мы всё ещё ищем место для так называемого опорного пункта. У нас город Архангельск построен на таком месте, где его не надо было строить. Или строить, но не таких размеров. Помню случай, когда жители Маймаксы попросили им построить дом.

И, понимаете, проведенные изыскания показали, что стоимость фундамента там, в 4 раза превышала стоимость стандартных, аналогичных работ.

Вопрос — в деньгах. Проектный институт сказал: в Рикасихе можно построить. Участок пригоден. Но только он (проект) будет стоить в 6 или 10 раз дороже.

Вы (обращаясь к Чирковой — прим.ред.) правильно сказали, что построить можно в любом месте. Но сколько это будет стоить? Здесь не идет речи о том, пригоден объект или нет. Я — инженер. Поэтому скажу, что все пригодно, но ситуация упрется в стоимость. Это нужно понимать.

Хочу еще раз подчеркнуть: нам важно сделать то, что сказано в Указе президента и 89 ФЗ. Если мы этого не сделаем, то будут выводы. У регионального оператора тоже проблемы — он ещё месяца два на митингах с нами побывает и уйдет.

Давайте доверим эту работу профессионалам. Мы должны исходить с вами их тех экономических посылов, в рамках которых нам необходимо реализовать этот проект».

Конец цитаты.

В оставшейся части дискуссии, собравшиеся, ещё несколько раз задавали вопросы: как нам быть? И основной посыл заключался в том, что любая реализация крупного проекта — это очень сложный механизм, который, безусловно, не должен обходиться без учёта мнения людей.

Однако здесь есть загвоздка. Область действительно должна исполнить Указ президента. Спорить с этим бесполезно. Именно для этого был выбран региональный оператор. Но у нас почему-то происходит так, что население напрочь отказывается слышать (и слушать) власть.

Да, вариант с Рикасихой изначально был подан под скандальным соусом. Но всё вроде как решилось. Теперь Рикасиху убрали, но новые варианты, вероятно, тоже будут отправлены людьми «гореть в аду».

Да, у «ЭкоЦентра» достаточно скандальная на территории РФ репутация. Если не сказать больше. И мы уж точно не выступаем здесь для них адвокатами. Но они даже к работе приступить своей не могут. Потому что здесь кого-то, что-то постоянно не устраивает.

Более того, участники диалога позволяют себе (происходит это на всех площадках) полушепотом отвешывать комментарии на приводимые им доводы в стиле: суд это покажет. Что выглядит мерзко.

Вот через эту призму и прошло сегодняшнее заседание.

Власть и оппозиция продолжают разговаривать на разных языках.

По итогу мы обратились за комментарием к двум сегодняшним спикерам: Александру Дятлову и Евгению Фоменко с простым вопросом: почему у нас люди не слышат власть, а власть не слышит людей?

Каждый из них был предельно краток в своей оценке и аккуратен в высказывании. Александр Дятлов ещё раз подчеркнул, что область обязана исполнить Указ президента. Выполнить мы его должны в рамках закона с учетом тех возможностей, которые имеем. Другого пути у Архангельской области нет.

Более того, задача должна быть выполнена так, чтобы жители региона как можно меньше почувствовали изменения в тарифе.

Евгений Фоменко, в свою очередь, отметил, что экологическая тема является самой модной на территории РФ и как раз её лозунгами людей легче всего вытащить на улицы. Впрочем, он не снял ответственность с правительства Архангельской области, которое не первых этапах недостаточно широко обсуждало эту тему.

В результате этого образовались определённые силы, которым интересно и дальше нагнетать и спекулировать на мусорной проблеме.

Они разошлись, но обещали вернуться.

P.S.

Итогом заседания стало решение рабочей группы рекомендовать областному правительству в срок до 14 апреля 2019 года принять территориальную схему обращения с ТКО, в которой учесть место для строительства межмуниципального объекта обращения для Архангельской агломерации. 

Выбор места осуществить на основе рекомендаций общественной комиссии для подготовки предложений по выбору места (мест) размещения межмуниципального объекта обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Северодвинск», «Новодвинск», «Приморский муниципальный район» и «Холмогорский муниципальный район».

Региональному оператору ООО «ЭкоЦентр» ознакомить членов рабочей группы с теми предложениями, которые будут предложены на заседании общественной комиссии для подготовки предложений по выбору места (мест) размещения межмуниципального объекта обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований Город Архангельск», «Северодвинск», «Новодвинск», «Приморский муниципальный район» и «Холмогорский муниципальный район».

P.P.S.

На наш вопрос о каких именно убытках «ЭкоЦентра» идёт речь Дмитрий Зубко так и не ответил. Но речь точно идет о миллионах рублей. Возможно, о десятках.

Он также добавил, что регоператор не собирается и дальше нести убытки и с нынешним положением дел не согласен.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле