Завтра в Архангельске−7°CСеверодвинске−9°CОнеге−9°CВельске−9°CМирном−10°CШенкурске−10°CЯренске−14°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 05.02.2024 02:23

Красивый мальчик или ядерное оружие?

21.04.2019 12:35
Рецензия на фильм «Код Красный» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Тревор Нанн

В ролях: Джуди Денч, Софи Куксон, Стивен Кэмпбелл Мур, Том Хьюз, Лоуренс Спэллман

В прокате с 18-го апреля


Режиссёр Тревор Нанн в 2020-м году отметит своё 80-летие. Но российский зритель может вообще не знать, кто он такой. «Красный код» — первая картина Нанна, добравшаяся до отечественного проката.

Нанн больше известен на театральной сцене, причем британской, как соавтор англоязычного либретто мюзикла «Отверженные», а также постановки «Кошек» на Вест-энде. Безусловно, у него была масса других спектаклей, но эти известны всего.

Для телеэкранов он снял всего три фильма и все — адаптация британских классиков.

В основе «Кода» — история жизни Мелиты Норвуд, которая с 1937 года на протяжении 40 лет работала на КГБ. Считается, что она одна из самых важных шпионок, завербованной Советским Союзом, но сама Норвуд таковой себя не считала. Более того, она говорила, что раз Британия не воюет с Советами, то ничего особенного она и не делает.

Для фильма Норвуд переименовали в Джоан Стэнли и разделили её жизнь на две линии. В одной она пожилая учёная, живущая в пригороде Лондона, а в другой — молодая девушка, которая снабжает КГБ информацией.

В дом Джоан вламываются оперативники MI5, арестовывают её, после чего начинается допрос, перемежающийся флэшбэками. Вот студентка Джоан знакомится с Лео Галичем, сбежавшего из России и Германии, но почему-то продолжающий работать на родину.

У них начинается роман, но Лео вскоре надо возвращаться домой, и Джоан начинает работать в лаборатории физика Макса Дэвис, который разрабатывает атомную бомбу. Дэвис нравится девушке, но работа над бомбой ей претит.

Куксон играет молодую Джоан с почти детской наивностью — её героиня верит всему, что происходит. И если бы Нанн сосредоточился на шпионской составляющей, то фильму, возможно, удалось бы стать более выдающимся событием.

Однако режиссёр фокусируется на любовном треугольнике — и вот тут картина уходит в совсем унылую мелодраму, потому что на фоне упущенных возможностей следить за отношениями героини не просто скучно: точно такие же истории были сняты уже тысячу раз. Шпионская атмосфера — это лишь фон, на фоне которого происходит самая стандартная мелодрама.

Конечно, Джуди Денч, которая всё это время сидит в полицейском участке, добавляет проекту веса. Её Джоан постепенно понимает, что её разоблачили, и теперь ей необходимо убедить всех в том, что она поступила так, чтобы окончить войну. Свою родину она любит, и все тайны, уплывавшие за границу, были лишь её попыткой противодействовать сложившейся ситуации.

Главная проблема истории — мы сразу знаем, что работа Джоан увенчалась относительным успехом. Она не была поймана в молодости, прожила счастливую жизнь. От этого даже неплохой эпизод, в котором гэбистка София учит Джоан шпионить, тонет в отсутствии хоть какого-то ощущения опасности. Нанн слишком активно давит на мелодраматическую составляющую, но для девочек, конечно, это может стать положительным аспектом.

В целом фильм Нанна, кажется, лучше бы смотрелся спектаклем в театре (и то, скорее всего, его бы забраковали критики). Но если вы любите медленные костюмные мелодрамы, то «Код Красный» подарит вам полтора часа любовного треугольника на фоне опасности третьей мировой.

Если поставить вопрос так, чтобы на одной чаше весов была любовная история, а на другой ядерный апокалипсис, то уклон в мелодраму начинает раздражать еще сильнее. В какой-то момент, уже начинаешь ругать персонажа, а не режиссера за расставленные приоритеты.

Мотивация героини подошла бы комедии, а не шпионскому фильмк: «Я, англичанка, отдам Сталину чертежи ядерного оружия, потому что услышала по радио про Хиросиму и сделала из этого вывод: каждой державе нужно иметь арсенал, потенциально способный похоронить человечество под слоем радиоактивного пепла».

Особенно любопытно рассматривать «Код Красный» через призму нынешних российско-британских отношений. Потому как из него прямо следует, что Россия стала ядерной державой исключительно благодаря одной красивой и отважной британской подданной. И, следовательно, теперешним своим статусом на мировой арене обязана ей.

Это, пожалуй, было бы даже смешно, если бы фильм не был столь беспросветно тосклив и халтурен. Показательный момент: у пожилой Джоан есть сын, солидный высокопоставленный британец.

Он, когда узнает о похождениях матери, отказывается ее защищать в суде. Исключительно для того, чтобы через несколько минут, выслушав слезливые, но гордые публичные оправдания, переменить свое мнение и вызваться быть адвокатом. Вот это и называется халтура.

Второй удивительный факт — в то время, когда российско-британские отношения накалены до предела, а шпионские истории с участием вещества «Новичок» и шпилей Солсберийского собора разворачиваются в прямом эфире, выходит (пусть и почти незаметно) фильм, где советская шпионка показана с симпатией и сочувствием.

В отличие от реального прототипа, в фильме ею движут не коммунистические убеждения, а чисто британское чувство честной игры и искреннее желание сохранить мир. Плюс немного феминизма в духе актуальных трендов — мужчины все время недооценивают Джоан, за что и расплачиваются. На этом фоне оригинальное название «Красная Джоан» теряет всякий смысл.

Беда, однако же, в том, что «Код Красный», несмотря на то, что здесь есть шпионаж, любовь, секс, загадочная смерть и расщепление уранового ядра, получился похожим на очень средний телеспектакль.

Джуди Денч появляется на экране слишком ненадолго, чтобы спасти фильм, а между молодыми исполнителями так мало похожих на настоящие чувства, что поверить в важность момента или хотя бы в то, что героев что-то связывает никак не получается.

Настоящий патриотизм иногда принимает причудливые формы, но сдается, кавалер ордена Трудового Красного Знамени миссис Норвуд знала об этом больше, чем решились рассказать авторы фильма.


Александр Губкин.

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле