Режиссер: Роман Прыгунов
В ролях: Владимир Машков, Александра Бортич, Марина Петренко, Федор Бавтриков, Гела Месхи
В прокате с 18-го апреля
В современном российском кинематографе есть весьма объёмное направление — попытки делать жанровое кино «как в Голливуде», которые чаще всего оказываются неудачными, от давнишних «Параграфов 78» до вчерашних «Защитников».
Теперь к тенденциям отвечать Голливуду добавилась еще одна: расчищать отечественному кино дорогу в прокате, сдвигая на неопределенный срок крупные мировые премьеры. Видимо, у тех, кто принимает решение в голове засела следующая мысль: «Все равно ведь сходят, раз ждут, так пусть еще подождут, а пока вот вам …»
Как правило предлагают что-то совсем невкусное и заведомо-провальное, но предлагают с очень серьезным лицом.
Так уже было с милейшим мультиком «Королевский корги», которого отодвинули почти на месяц в российском прокате. Вместо мультфильма про собак детям России выдали некое творение про геймера-идиота с названием «Гурвеник». Результат был предсказуем. Российский мультик с треском провалился.
Та же самая история ждала и «Миллиард», из-за которого перенесли ожидаемых всеми «Мстителей». В результате русские фанаты наелись спойлерами, возненавидели прокатчиков и государство, а «Миллиард» собрал жалкие 80 миллионов рублей за первые выходные.
Для смягчения картины хотелось бы сказать, что фильм вышел неоднозначный, но это не так. «Миллиард» — это очень плохая попытка скопировать американские фильмы про веселые ограбления.
В этой «авантюрной комедии с элементами фарса» не получилось ничего, кроме красивой картинки. Единственное, что не даёт фильму окончательно развалиться на бессвязный набор третьесортных скетчей, это формальное следование жанровой структуре: сбор команды, планирование, подготовка и кульминационное ограбление.
Вспоминаем Дени Оушена с его многочисленными друзьями. Там ни один персонаж откровенно не раздражал. В российском аналоге вся команда состоит из персонажей-идиотов, которые каждым своим действием раздражают зрителя и героя Машкова.
Если в начале фильма еще можно улыбнуться уголком рта от реакции единственного адекватного персонажа на глупости его подопечных, то к середине картины и это начинает бесить своей однообразностью.
Команду собирать будет банкир-миллиардер Матвей Левин (Владимир Машков). Все его активы переписаны на бизнес-партнёра, дабы застраховаться от постоянно возникающих тут и там сыновей. Вот только партнёр внезапно умирает, а его предприимчивая дочь оставляет Левина ни с чем.
На этом моменте у людей в зале встает справедливый вопрос: «А он точно гений-финансист?» И правда, переписать все свои деньги на престарелого товарища — мысль нетривиальная, но не очень разумная.
Единственным шансом вернуть имущество становится расписка, хранящаяся в самом неприступном банке Монте Карло. Её и предстоит выкрасть. Примерно в это же время выясняется, что недобросовестный доктор в лихие 90-е продавал биоматериалы главного героя направо и налево, и теперь у Левина есть 17 детей, из которых можно выбрать самых способных, вымуштровать, наобещать золотые горы и отправить на дело.
Авторы «Миллиарда» очень старались сделать всё по-голливудски, но им в очередной раз не удалось понять, как устроены противоречивые персонажи.
Один его сын, законченный идиот, забирает мороженое у ребёнка и грабит женщину в отделении «Почты России». Другой, мямля-психолог, отнимает у доверчивых граждан последние сбережения под видом религиозного культа.
Их отец на протяжении всего фильма высокомерный и жадный, никаких положительных качеств не демонстрирует. Сценаристы оставляют зрителя без малейшего повода полюбить своих персонажей, сопереживать им, и никакие актёрские работы, в том числе Машкова, здесь не помогут.
Еще одно разочарование состоит в том, что «Миллиард» лишён главного жанрового аттракциона — самого ограбления, которое было бы хитроумным, сложно выполнимым и лихо закрученным.
Шитый белыми нитками сценарий проникновения в защищённое банковское хранилище прост как две копейки, планировать и подготавливать особо нечего, разве что на рынок за рыбой сходить. Воспринимать это можно исключительно как комедийный абсурд, но и здесь — не смешно, а глупо.
Дело в том, что вариант с рыбой проваливается и герой Машкова просто подкупает служащего банка, чтобы тот впустил всю отсталую команду. То есть, рыба изначально была не нужна.
Из каждой сюжетной дыры сценария сквозит ленью и отсутствием таланта, но самой нелепой его частью является попытка задвинуть туда историю о семейных ценностях. Автору на эту линию было откровенно плевать, поэтому первые ¾ фильма герой Машкова не демонстрирует никаких предпосылок к нравственному преображению.
Оно происходит (а происходит ли?) в одно мгновение, исключительно по воле сценариста, и совершенно не ясно, кто должен купиться на этот трюк.
«Миллиард» — это оплаченная Фондом кино командировка в Монте Карло, но никак не качественное развлекательное кино.
То, что подаётся как наш ответ франшизе про Дэнни Оушена, на деле жанрово оказывается гораздо ближе к «Бабушке лёгкого поведения». Собственно, именно такие фильмы ответственны за то, как мы морщимся при словах «российский кинематограф».
Если читатель хочет узнать, с чем собрался конкурировать миллиард, то ему стоит пройти по этой ссылке, чтобы прочесть рецензию на фильм «Мстители: финал».
Александр Губкин
12+
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».