В администрации Архангельской области не раз заявляли, что никакой реализации проекта нет и что работы на станции в пределах своей компетенции ведут РЖД, которым принадлежит данная земля. Сейчас любые работы на станции Шиес в Архангельской области будут точно приостановлены, сообщают СМИ со ссылкой на участников совещания с руководителем АП Антоном Вайно.
По распоряжению из Кремля судьба проекта будет решена после получения заключений Росприроднадзора, Роспотребнадзора и Главгосэкспертизы.
Об этом же ранее, причем неоднократно, заявлял губернатор Архангельской области Игорь Орлов, настаивая и на общественном обсуждении проекта. Политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв уверен: поток отходов из Москвы на север страны не остановить, и поэтому уже сейчас, не дожидаясь результатов экспертизы, губернатор Орлов должен разработать комплекс предложений о том, что делать с этим потоком.
«Конкретно говорить о чем-то можно будет после результатов экспертизы и общественных слушаний. Причем экспертиза здесь важнее, потому что общественные слушания при всей их важности — штука весьма эмоциональная. Как член экспертного совета Общественной палаты я сам знаю, как это иногда бывает, когда эмоции ведут людей в одну сторону. Но учитывать нужно и то и другое.
Но, даже когда результаты экспертизы и общественных слушаний будут известны, потребуется еще время, чтобы реализовать то, что будет написано в каком-то итоговом документе, — что делать нельзя, а что можно. Конечно, формально губернатор должен дождаться результатов экспертизы, другое дело, что не всё во власти Орлова. Смену времен года, вывоз мусора и еще целый ряд событий он отменить не может. Он может что-то оптимизировать и что-то решить, но у него нет волшебной силы.
Будущее проекта „Шиес“ — не только во власти Орлова. И, даже если сейчас скажут, что всё это надо отменить, куда мы денем проект, который нужен Москве?
Она ведь этот мусор посреди Красной площади не положит. Есть вариант только найти другую Архангельскую область.
Она ведь почему была выбрана? Потому что граница рядом, потому что-то, что для нас является серьезной проблемой [утилизация отходов], для всего мира является мощнейшим ресурсом. Собственно, идея проекта, как я его понимаю, хотя у меня нет документов на руках, сводится к тому, что люди [инвесторы] хотели всё это дальше двигать на Запад, а не просто складировать в Архангельской области. И от этого никуда не уйдешь.
Мы либо сами должны всё это перерабатывать, либо это должен перерабатывать кто-то другой, потому что что ни делай, а мусор из Москвы будет поступать, не в Архангельск — так в Мурманск, не в Мурманск — так в Вологду. Отменить это нельзя, это возможно только вместе с отменой жизнедеятельности Москвы, но для этого ее нужно будет закидать ядерными зарядами. Но это решение слишком радикальное.
Таким образом, губернатор должен сделать две вещи. Первое — подготовить предложения, что делать с потоком, который нельзя отменить: либо его перенаправить, либо его переработать, либо что-то другое. Понятно, что это не могут быть только его решения, уж слишком масштабное событие, но он должен с ними выйти к правительству и президенту. Никто другой этого делать не будет. Потому что Вологодская область сейчас очень рада, что она не Архангельская и что везут не к ним, так что тамошний губернатор этот Бангладеш расчесывать не станет, у него своих забот полно.
Так что у Игоря Орлова к моменту объявления результатов экспертизы должен быть подготовленный план, если он вообще возможен, что делать. Понятно, что это потребует федерального финансирования и так далее, но просто на просьбу „ребята, у нас много мусора, дайте денег“ денег не дадут. Деньги дают под документы с расчетами и так далее. И эти документы нужно разработать уже сейчас».