Завтра в Архангельске +21°CСеверодвинске +18°CОнеге +22°CВельске +27°CМирном +27°CШенкурске +25°CЯренске +27°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, четверг, 06.06.2019 15:42

Очень странные дела

06.06.2019 10:55
ГАУ АО «Дом предпринимателя Архангельской области» пестрит подозрительными операциями: регион замер в ожидании развязки.

24 мая на сайте ИА «Эхо СЕВЕРА» был опубликован материал, касающийся деятельности Центра поддержки экспорта Архангельской области. В материале журналисты проанализировали деятельность Центра и сделали неутешительные выводы

На анализ не мог не прореагировать Министр экономического развития Архангельской области Иван Кулявцев — его комментарий, опубликованный ИА «Эхо СЕВЕРА» сквозит недовольством работы «подведа»: задачи есть, но результатами пока похвастаться не могут.

И здесь стоит вспомнить, что Центр поддержки экспорта не является юридическим лицом — это новообразование на базе старого учреждения, ГАУ АО «Дом предпринимателя Архангельской области». К деятельность этого «подведа» министерства экономического развития региона и стоит присмотреться чуть внимательнее.

Как следует из названия «Дом предпринимателя», а ранее его называли Региональным бизнес-инкубатором должен содействовать предпринимателям в старте и развитии бизнеса, предоставлять услуги, решающие проблемы малого и среднего бизнеса, консультировать и т. д. Так оно и есть. На бумаге. 

На самом деле «Дом предпринимателя» давно превратился в инструмент отмывки бюджетных средств. С благими целями, конечно.

Простое изучение сайта Единой информационной системы в сфере госзакупок (http://zakupki.gov.ru) заставляет задуматься внимательного наблюдателя.

Одна из последних закупок ГАУ АО «Дом предпринимателя» касается проведения индивидуального маркетингового исследования иностранного рынка по запросу экспортно ориентированного субъекта малого или среднего предпринимательства Архангельской области. Исследование рынка пиломатериалов в Нидерландах — благое дело, развиваем экспорт, — проводилось в интересах одного из резидентов Дома предпринимателя и должно было содействовать реализации его продукции в этой европейской стране. 

И тут удивительна не цена, хотя стоимость контракта составляет 450 тысяч рублей за шутку, не исполнитель — им стало некое ООО «Фепакс Б.В», прописанное в Северной Голландии, а тот факт, что таких исследований «Дом предпринимателя» заказали два. 

Конкурсная документация на выполнение работ была размещена с люфтом в 4 дня — 24 и 28 декабря 2018 года. Документация совершенно идентичная, отличающаяся только наименованием «заинтересанта»: в первом случае это ООО «Топэнергострой», во втором — ИП Кошелев А.Г.

Техническим заданием предполагается, что исполнитель, то есть то самое ООО «Фепакс Б.В.» должно «обеспечить производителя пиломатериалов (далее также товара), надежными и достоверными сведениями (о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях потребителей), необходимыми для принятия решения о начале экспорта пиломатериалов на иностранный рынок, о выпуске конкретного товара, объемах продаж, ассортименте и качественных показателях, уровне цен, о направлениях и способах продвижения товара на иностранный рынок»

Для этого исполнитель должен провести, среди прочего, «интервью с потенциально заинтересованными в покупке пиломатериалов СМСП компаниями в Нидерландах (респонденты), а также с поставщиками, производителями пиломатериалов в Нидерландах, в результате которых можно будет определить, каким образом СМСП может организовать экспорт своей продукции»

Технической документацией даже оговорено количество интервьюируемых компаний — всего восемь, «потенциально заинтересованных в покупке пиломатериалов СМСП, являющихся импортерами, дистрибьютерами пиломатериалов, поставщиками, а также являющихся производителями пиломатериалов»

Выбор респондентов для исследования — собственная база исполнителя и контакты, переданные в Торговой палате Нидерландов (структурное звено системы Торгово-промышленных палат Европы).

Все бы ничего, только два заказанных ГАУ «Дом предпринимателя» исследования одинаковы по своей сути — это следует из одинаковых технических заданий. Все: методы исследования, выборка, и даже ключевые вопросы, на которые необходимо ответить одинаковые. 

Кстати, вот и вопросы, ответы на которые структура поддержки бизнеса покупает за 450 тысяч рублей:

— Какая текущая ситуация на рынке пиломатериалов в Нидерландах?

— Где компании в Нидерландах закупают пиломатериалы?

— Почему закупают именно там?

— Сколько поставщиков пиломатериалов они имеют?

— Удовлетворены ли они качеством закупаемых ими пиломатериалов?

— Каким образом компании в Нидерландах выбирают поставщика пиломатериалов?

— Какие наиболее важные аспекты имеют значение при выборе компаниями Нидерландов поставщика пиломатериалов (качество, цена, скорость доставки, и т. д.)?

— Как компании Нидерландов относятся к новым поставщикам пиломатериалов?

— На долгий или короткий срок заключают компании Нидерландов контракты на поставку пиломатериалов?

— Нравится ли концепция поставки пиломатериалов СМСП?

— Если нет, то почему?

Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что для ответа на такие вопросы нет необходимости заказывать «маркетинговое исследование» — можно просто поговорить с представителем Торговой палаты Нидерландов (ТПП Архангельской области, скорее всего могла бы обеспечить такую коммуникацию) или торговым представителем России в этой стране, или действующим экспортером (а они есть!), или просто почитать регулярно выходящие (в том числе и на русском языке) справочники МИДа. 

Заметьте, в перечне вопросов, предложенных исполнителю — нет вопросов про логистику, особенности таможенного оформления, требования сертификации в Европейском союзе и т. д., — уровень предварительной подготовки демонстрирует компетенцию специалистов «Дома предпринимателя»…

Самый простой путь: изучить все открытые, а значит, бесплатные источники, а уже потом исследовать рынок, ставя конкретные задачи. К примеру, нужны ли голландцам березовые дрова, произведенные в Коноше, или пеллеты из Няндомы, или доски из Котласа… 

И, главное, по какой цене.

Кстати, Нидерланды — традиционный партнер нашего региона и заслуженно занимает первое место среди стран-партнеров, куда экспортируются товары из Архангельской области. Объем экспорта достигает 0,24 млрд долларов США — данные Российского экспортного центра. Более того, сама Архангельская область прочно входит в десятку регионов России по экспорту в эту европейскую страну. 

Значит рынок давно и неплохо изучен. Но, видимо, не «Домом предпринимателя», раз его специалисты дважды (зачем?) заказали одно и тоже исследование за бюджетные средства и задав самые очевидные и дурацкие вопросы. Необходимость такого заказа понятна — конец года и остались неосвоенные деньги. Их и освоили.

Исследования — и то и другое, — должны были пройти до 20 февраля 2019 года, то есть уже можно спрашивать о результатах вложенного почти миллиона рублей. 

Начались ли поставки пиломатериалов этих двух компаний в Нидерланды? В каких объемах? 

Но раз нет радостных реляций — нет и экспортных движений. Снова деятельность ради деятельности, с нулевой, точнее отрицательной эффективностью.

К слову, нам не удалось и найти «супер известную» маркетинговую компанию ООО «Фепакс Б.В» — это ж не Ogilvy Group. Консультации с крупным экспортером в эту страну тоже не прояснили ситуацию, — ведущие игроки пользуются услугами известных компаний, имеющих представительства в нашей стране. 

Только такие структуры могут и гарантировать качественный подход, и обеспечить реальный выход предприятия на рынок той или иной страны.

Да, исследованиями рынка зарубежных стран занимаются Торгово-промышленные палаты — их сеть позволяет держать руку на пульсе, но ТПП Архангельской области судя по закупкам Дома предпринимателя не в фаворе у чиновников, развивающих бизнес.

Получается нашему бизнесу предложили первое попавшееся? Или есть какая-то заинтересованность со стороны функционеров «Дома предпринимателя»? В двойном заказе одного и того же исследования кроется или непроходимая глупость, или заинтересованность…

Вот и получается, что структура, которая должна поддерживать региональный бизнес и содействовать его развитию, на деле поддерживает рублем (!) бизнес непонятной голландской фирмочки.

И это не единственный пример такого развития. Вот еще один, не менее странный. Как вы думаете кто разрабатывал программу развития судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области или программу развития кластера биоресурсов и биотехнологий Архангельской области

О последнем кластере, к слову, вы не найдете информации даже на официальных ресурсах правительства региона. А он, оказывается, есть!

Две эти программы по заказу все того же ГАУ АО «Дом предпринимателя» разрабатывало ООО «Консалтинг. Инновационные технологии». Слышали о таких стратегах? И не могли, ведь это ООО, среднесписочное количество работников в котором равно одному (!), зарегистрировано в Пензе.

Стоимость одной программы согласно документации на сайте госзакупок составляет один миллион рублей и, видимо, подразумевает весьма тщательный подход, знание региона и специфики северной экономики. Логичным бы выглядела бы разработка таких программ силами профессоров-экономистов САФУ или экспертов одного из федеральных научных центров. 

Ан, нет… Пензенской ОООшке виднее как развивать судостроительный и биотехнологический кластер.

Кстати, ярких реляций по поводу развития кластеров тоже не наблюдается, видимо или программа так себе — и это понимают сами заказчики, — или ее вовсе нет, а деятельность была снова организована ради деятельности… 

На сайте Центра кластерного развития (есть у нас и такой — тоже структура «Дома предпринимателя»), например про кластер биоресурсов и биотехнологий Архангельской области вообще нет ни слова — хотя программа должна была быть написана до 25 декабря 2018 года.

За миллион бюджетных рублей «исследователи» из Пензы должны были оценить сильные и слабые стороны биокластера, выделить приоритетные отрасли (видимо, с обоснованием), сформулировать стратегическую цель, предложить количественные показатели для оценки деятельности кластера, эффективные меры поддержки предприятий кластера, а также прописать основные мероприятия работы кластера и «якорные предприятия».

Конечно, общие вопросы можно написать и из головы — любой третьекурсник экономического факультета сделает это, но чтобы написать «фактуру», понять «боль» и потребности предприятий, — нужно жить и работать в отрасли или хотя бы опросить экспертов.

Мы не сумели найти ни одного эксперта, с которыми общались пензенские исследователи… Может быть, мы плохо искали, и главные эксперты и авторы программы работают все в том же «Доме предпринимателя», а очередные контракты — лишь отработка (не хотелось бы писать «отмывка») бюджетных денег?

Странные дела происходят в системе поддержки регионального предпринимательства — и здесь стоило бы спросить и с губернатора, и с министра экономического развития, и с руководителей «подведов» министерства… Тем более это актуально перед стартом очередной конференции МСП.

Может быть, хватит осваивать бюджетные деньги — пора реально заниматься развитием местного бизнеса, осуществляя действенную помощь, а не мнимые проекты и исследования.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле