Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−12°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 14:41

Окраина кинематографа

23.06.2019 13:54
Рецензия на фильм «Донбасс. Окраина» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Ренат Давлетьяров

В ролях: Женя Малахова, Евгений Михеев, Валентина Попова, Гела Месхи, Сергей Холмогоров, Анна Пескова, Ульяна Похлебаева

В прокате с 12-го июня


В День России в прокат вышла весьма неожиданная картина. История гражданской войны на Украине все еще не закончена и любая попытка как-либо обозреть происходящее на востоке страны неминуемо встретит крики негодования с той или иной стороны. Но только не этот фильм. 

Неожиданная она не только из-за сложности проблематики, но и в связи с фигурой создателя. Ренат Давлетьяров, режиссёр, мягко говоря, необязательного ремейка «А зори здесь тихие…» и сумбурного триллера «Чистое искусство», взялся за во всех отношениях неудобную тему, до сих пор болезненно актуальную для наших соотечественников, требующую той же аккуратности и бдительности, что и при пересечении минного поля.

Одно неверное движение, некорректный акцент — и далее неизбежны взрыв насмешек или проклятий, что вероятнее. Но в итоге появилось «ни рыба, ни мясо». Герои в таком сценарии могли быть участниками приднестровского или сирийского конфликта.

Слово «Донбасс» в названии смотрится попыткой загнать побольше людей на сеансы, учитывая здешний сюжет.

Надо отдать Давлетьярову и его команде должное — он действительно ревностно следил за опасностью любого перегиба, при этом стараясь не заиграться в дурную политкорректность и не сглаживая углы там, где это в принципе невозможно. И никому не отдавал предпочтения, кроме русских.

Такая гиперосторожность, с другой стороны, не могла не сказаться на драматургии, которая в результате обрела определённую схематичность, а действующие лица, чьи характеры выкручены до предела абсолютной типичности, предсказуемо перемещаются по нехитрой конструкции вполне классического сюжета.

Сюжет, основанный, как сообщают начальные титры, на реальных событиях, представляет собой известную формулу: враги волею случая — на войне всякое ведь бывает — оказываются в замкнутом пространстве, окружённые обезличенной военной стихией, с которой, чтобы выжить, приходится бороться совместными усилиями.

Впрочем, нельзя сказать, что бесчеловечная сила совсем деперсонализирована. Порой она открывает часть из своих бесчисленных лиц, в которых, например, узнаются участники запрещённых в РФ украинских нацбатов и хладнокровные убийцы из СБУ.

Водитель грузовика Соколов со своим боевым товарищем приезжает на Донбасс с гуманитарной помощью, везут подушки, набитые птичьим пухом. Начинается артобстрел.

Отошедший по нужде Андрей замирает в ужасе, его товарищ вместе с грузовиком и подушками подлетает на воздух в эпицентре взрыва. Соколов получает контузию и знакомится с солдатом по другую сторону баррикад, Анатолием. Окраина Донецка откроет солдату Соколову глаза не только на войну, но и на на самого себя.

Автор народного экшена-кинокомикса, наглого, но безобидного римейка «А зори здесь тихие.» Ренат Давлетьяров после трехлетнего молчания возвращается с драмой о главной трагедии нового времени на постсоветском пространстве.

В отличие от Сергея Лозницы, чей «Донбасс» показывали в Каннах, Давлетьяров, всегда далекий от юмора, иронии и гипертрофии образов реальности, выбирает серьезные интонации, фразы, которые написаны как бы для того, чтобы пойти в народ, но до народа не дойдут («Тут немножко война образовалась»).

«Донбасс.Окраина» из рук вон плохо написан. Сценарием занимался не постоянный соавтор Давлетьярова, Юрий Коротков, а автор малосмотрибельных телесериалов Алексей Тимошкин.

К тому же, странным видится, что Давлетьяров, обычно внимательно относящийся к художественному осмыслению быта эпохи, вдруг пропускает и чудовищные решения костюмеров, гримеров и художников. С каждым кадром все сложнее и сложнее понимать, куда были потрачены 120 миллионов бюджета.

Действие фильма разворачивается в подвале, где разные люди полярных политических взглядов вынуждены ютиться под то и дело сотрясающимся от бомбежки потолком. Взрывов в кадре очень немного, сняты они дёшево, перестрелка буквально одна.

Притом, «Донбасс», который не позиционируется как боевик, не может работать серьёзным драматическим фильмом. Речь героев неудачно написана и инородно звучит, конфликт небрежно размазан, отношения между героями заявлены на уровне видеовставок из компьютерной игры.

Поначалу вообще создаётся впечатление, что Давлетьяров решил идти по пути «22 миль» Питера Берга: прыгающие зумы, кибер-эффекты, но примерно минут через 10 и этот запал кончается.

Все ещё хочется обнаружить в концепции «Донбасса» хоть что-то, что выдавало бы по-своему талантливого автора за всей этой малоподвижной конструкцией. Может быть, военный пафос Майкла Бэя? Может, сейчас появится какая-то надрывная хорошая линия, которая все объяснит?

Но появляется только актриса Женя Малахова и с красивым, нетронутым войной макияжем сидит в кадре. Затем с самыми белыми в этом году зубами скалится на «правосеков» герой Месхи.

Только ближе к концу с неким очень неаккуратно вписанным твистом узнается режиссерский почерк. В этом фильме правда хороший финал, универсальный. Там мальчик и солдат стоят вокруг мелкого мелкого щебня, который очень похож на разбросанные гильзы.

А вокруг идут люди, пересекая русско-украинскую границу. Вообще, к фильму применимы совершенно другие претензии, декоративного, вербального, лицедейского порядка, постановочного.

Однако, пропаганды, военного фанатизма, обеления или очернения и «крымского моста» в нем нет. Кино безобразное, но, наверное, каждому большому режиссеру военного кино хочется снять фильм с Марком Уолбергом. Месхи своим актёрским существованием похож на него довольно сильно. И зубами, конечно.

Ну и, конечно, 12+. Наверху люди горят под фосфором, стреляют по жилым секторам и все это не где-то далеко, а буквально на границе. Но, по мнению комиссии, дети не должны смотреть «Ярость» (правда не должны), но посмотреть «Донбасс» им, все же стоит.


Александр Губкин

12+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле