Завтра в Архангельске +17°CСеверодвинске +16°CОнеге +15°CВельске +18°CМирном +18°CШенкурске +20°CЯренске +18°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 14.07.2019 16:21

Маэстро вернулся

14.07.2019 16:18
Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Джим Джармуш

В ролях: Адам Драйвер, Билл Мюррей, Хлоя Севиньи, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Селена Гомес, RZA, Том Уэйтс, Эстер Балинт, Дэнни Гловер

В прокате с 11-го июля


В маленьком американском городке Центрвилле творятся странные вещи. По телевизору предупреждают, что Земля сошла со своей оси.

Стив Бушеми в кепке с надписью Keep America White Again обвиняет одичалого Тома Уэйтса в том, что тот украл его курицу.

Уэйтс, в свою очередь, уже полвека живет в лесу и отчаянно сквернословит при встрече с людьми, так что никто не удивлен.

И только Билл Мюррей, изображающий шерифа, не спешит делать выводы.

В отличие от своего помощника Адама Драйвера, который хоть и водит «смарт», но в глубине души — тот еще американский гопник.

Тем временем, верхом на громадной машине из старых боевиков в этот город въезжают хипстеры во главе с Селеной Гомес. Терпеть их стеб над святынями массовой культуры нет уже никаких сил, поэтому мертвые встают из могил и начинают кусаться (вообще-то это фильм про зомби).

Появление свежих трупов поначалу радует новую хозяйку похоронного бюро — Тильду Суинтон с самурайским мечом. Она то ли шотландка, то ли инопланетянка — для обитателей Центрвилля это примерно одно и то же.

А еще в этом захолустье живут такие милые люди, как Хлое Севиньи, Дэнни Гловер и Калеб Лэндри Джонс. И славные подростки из местной комнаты милиции, на поколение которых возлагают такие надежды мудрецы из пролетевшего мимо Канн «Нетфликса». И вот всем этим симпатягам предстоит пережить ленивый и сонный зомби-апокалипсис — а заодно и зрителю вместе с ними.

Обычно фестивали открываются компромиссными и слащавыми фильмами, после которых все должны выдохнуть и сказать: «Что ж, дальше точно будет лучше». Но только не в этот раз. «Мертвые не умирают» Джармуша — слишком хороший, живой, теплый и добродушный фильм, чтобы отводить ему роль приветливо сияющей вывески над фестивальными воротами.

Бросать его на амбразуру — а большинство критиков уже негодуют — было нечестно. Не то чтобы для кого-то новость, что каннские организаторы любят заманивать режиссеров в ловушки: чего стоит хотя бы прошлогоднее восхождение на эшафот фон Триера. Но читать, как «Guardian» называет метод режиссера словом «directionless», а «IndieWire» сравнивает фильм с летаргическим сном, грустно.

Более того, не понятно, за что «Мертвые не умирают» получил такие мрачные рецензии на первых парах. Возможно, дело в традиции отругать первый фильм, как это было с Триером, а может быть именитым критикам просто виднее.

Сразу хочется сказать что-то в его защиту — но когда мастер достиг такого уровня просветления, как Джармуш, то ничья адвокатура ему уже не нужна. Певец RZA чеканит лейтмотив фильма в самом начале: «Жизнь совершенна, цените детали».

Все главные герои фильма носят очки, но деталей не замечают — и падают в могилы своих предков. Так что всматриваться в эту картину с микроскопом — худшая из идей, которая может прийти в вечер, когда все вокруг празднуют Новый год по кинокалендарю.

«Мертвые не умирают», может быть, и немного затянувшийся, но все равно бесконечно очаровательный анекдот: людям творческим нельзя забывать, что они живут не одним только пафосом, а еще и шутить умеют.

В конце концов, те, кто ощущает себя центром земли (Центрвилль — деревня невежд с самомнением столицы мира), первыми пострадают от смещения ее оси. А оно происходит. Джармуш чувствует это в земле, в воде …

Поэтому все таланты, занятые в этом фильме, только и делают, что издеваются над самими собой. Зомби, сыгранный одним при жизни забальзамированным рокером, тянется к кофе, но уже не может пить.

А для другого актера священный для Джармуша напиток стал слишком крепким. Для любителей поспешно судить о кино (ровно как и для любителей чересчур мудрствовать) придумана душераздирающая сюжетная арка той самой курицы, похищенной в начале.

Хипстеры, которые любят Джорджа Ромеро, но не знают, за что именно они его любят (к остальным фанатам Ромеро — никаких претензий), кажутся Джармушу первопричиной конца света. Герои, которые жалуются на бессонницу, засыпают мертвецким сном. Любители кошек будут преданы — все до одного.

Поначалу «Мертвые не умирают» кажутся таким поп-культурным капустником, что фильм можно принять за рождественский спецвыпуск «Очень странных дел» — здесь есть даже шутки про «Звездные войны».

Но «Очень странные дела», при всей их трепетности, все же очень сознательный и, наверное, самодовольный продукт. Его отношения со зрителем — сродни тем, участники которых счастливы ровно до тех пор, пока не задумаются о причинах своих симпатий. Какими бы смешными и милыми ни были «Мертвые не умирают», это вызов на очень откровенный разговор.

Пишут, что это не совсем джармушевский фильм, но он кажется прямым продолжением «Патерсона».

Тот умел одновременно и иронизировать над каждым из героев, и воспевать уникальность любой жизни и любого творчества, будь то стихотворения водителя автобуса или эксперименты его жены-дизайнера с черными и белыми кружками.

Всегда обожавший ч/б режиссер вдруг заявлял, что в мире нет ничего черного — а есть лишь участки, куда не падает свет. А еще «Патерсон», в отличие от эскапистского фильма «Выживут только любовники», учил любить рутинное течение жизни (все наше существование — маршрут с номерным знаком), с достоинством принимать одиночество и радоваться коротким встречам с родственными душами.

«Мертвые не умирают» — история ровно о том же: о том, что любой человек может оказаться инопланетянином; каждая судьба — фильм, где даже из низкого жанра можно подняться в космос; а у Земли, как ее ни крути, есть безупречный архитектурный план.

Главное, к чему нужно быть готовым нелюбителям классики, решившимся-таки на просмотр ленты, — это её ритм. Он совсем не современный, а тот самый, времён Джорджа Ромеро, хиппи и Вьетнамской войны: минимум действия, стрельбы и монтажных склеек, простоватые диалоги, дополненные совершенно ненавязчивым аккуратным юмором Джармуша. В те времена живые мертвецы никуда не торопились, а Джармуш не торопился никогда.


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле