Завтра в Архангельске0°CСеверодвинске−2°CОнеге−3°CВельске−1°CМирном−1°CШенкурске−1°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 10:28

С прицелом на конструктив

18.07.2019 09:48
Депутаты АОСД приняли решение об отмене исключительных случаев заготовки древесины.

Законопроект был принят в первом чтении.

Исключительные случаи заготовки древесины были введены в свое время для обеспечения государственных или муниципальных нужд, стабильных поставок дров населению, теплоснабжающим организациям и сельхозпроизводителям по экономически обоснованной цене. 

Но поскольку лес продавался и покупался на открытом аукционе, да еще в электронном виде, его победителями нередко становились предприниматели, в том числе из других регионов, не заинтересованные в поддержке муниципалитетов. Практика показывает, что 80 процентов купленной на аукционе древесины остается у победителя и используется по своему усмотрению. 

Были и другие нарушения, после чего прокуратура предложила внести изменения в областной закон, убрав исключительные случаи. Чтобы обеспечить поставку дров в муниципалитеты, планируется подготовить соглашение между предприятиями ЛПК и муниципальными образованиями обязывающее предприятия поставлять дрова населению и котельным в заранее определенном объеме по фиксированной цене.

Председатель комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов:

— Наши коллеги на сессии очень переживали за малый бизнес. На сессии почему-то возникло мнение, что весь лесфонд хотят забрать у малого и среднего бизнеса и передать его крупному.

На самом деле мы говорили о том, что почти из 3 миллионов кб леса, которые находятся у нас в муниципальной зоне, 60% не используются. Это происходит из-за того, что малый и средний бизнес использует леса, которые находятся рядом с населенными пунктами и дорогами. Вглубь они попросту не идут.

Наша задача и заключается в том, чтобы эти оставшиеся 60% ввести в оборот, никак не касаясь малого и среднего бизнеса.Поэтому, чтобы снять напряжение, мы приняли решение о создании рабочей группы. Она была создана по распоряжению губернатора региона Игоря Орлова. Группу возглавил председатель областного правительства Алексей Алсуфьев.

В рабочую группу вошли депутаты областного Собрания и представители профильного министерства. Реализация законопроекта подразумевает, что мы малый и средний бизнес оставим с тем лесфондом, который у них есть.

Также мы планируем решить вопрос с обеспечением населенных пунктов дровами.

— С чем были связаны основные опасения представителей малого и среднего бизнеса?

— Опасались, что все и у всех хотят забрать и оставить без работы. Обращений и писем было очень много. Люди говорили, что они категорически против данного законопроекта.

Затем мы стали организовывать встречи с главами муниципальных образований, куда приглашали представителей бизнеса. Начался диалог, и люди получили ответы на вопросы, которые их беспокоили.

Так что законопроект был принят лишь в первом чтении. В этом году никаких изменений не будет.

А наши встречи с представителями малого и среднего бизнеса обязательно продолжатся. Продолжим разговаривать и с крупным бизнесом. В итоге мы должны будем подписать соглашения по каждому району. Поэтому пока вопросы остаются, ко второму чтению мы переходить не будем.

Основной целью этого соглашения является решение вопроса по обеспечению дровами населения, будет четкий график, какое предприятие какому муниципалитету будет организовывать данные услуги. Также в данном документе будут учтены интересы и крупного, и среднего и малого бизнеса, работающего в лесной отрасли.

Своей точкой зрения поделилась депутат и заместитель председателя по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политике Надежда Виноградова:

— Я внимательно изучила предложенный законопроект и могу сказать, что он отнюдь не направлен на то, чтобы ущемить интересы малого бизнеса или муниципалитетов.

Наоборот, речь идет о продолжении наведения порядка в лесной сфере, в системе получения доступа к недрам и ресурсам.

Тем более в этом конкретном случае инициатором изменений стала прокуратура региона, которая, напомню, уже пресекла пять случаев, когда победители аукционов на право освоения муниципального лесного фонда расходовали лес не по назначению.

Конечно, это частные случаи, но они основаны на общем принципе, который, в свою очередь, обусловлен неоднозначностью положений действующего закона.

Такие недоработки как раз и приводят к разбазариванию народных ресурсов, в результате которых область не имеет ничего: ни налоговых поступлений, ни рабочих мест, а жители сел — банальных дров.

И именно прокуратура, заметьте, а не крупные игроки лесного рынка сегодня вышла с инициативой сделать действующую систему более прозрачной и эффективной.

На этом фоне у меня возникает недоумение из-за того, что этот законопроект стал предметом политических спекуляций, инструментом зарабатывания очков.

Мне кажется, что уважаемые люди, коллеги-депутаты, участвующие в процессе обсуждения этого закона, должны относиться к этому вопросу более рационально и прагматично и руководствоваться в первую очередь интересами жителей глубинки нашей области.

***

Своя точка зрения у председателя комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления Игоря Чеснокова.

— Наш комитет по законодательству и вопросам местного самоуправления, осторожно отнёсся к данному возможному изменению. Мы считаем, что перед принятием этого закона во втором чтении необходимо провести большую работу со всеми муниципальными образованиями.

Отмена исключительных случаев заготовки древесины позволит перераспределить расчётную лесосеку примерно в 2,8 млн. кубометров. На наш взгляд, значительная часть данного лесфонда должна пойти на вопросы поддержки развития малого и среднего бизнеса.

Реализуемые крупными холдингами инвестпроекты, безусловно, играют важную роль для экономики региона. Но под инвестпроекты в Архангельской области уже передано свыше 10 млн. кбм.

Убеждён, что нужно соблюсти баланс интересов. Ведь именно предприятия малого бизнеса на территории муниципалитетов предоставляют рабочие места непосредственно в населенных пунктах, в том числе отдаленных, обеспечивают значительную часть жителей и организаций необходимыми пиломатериалами для строительства и ремонта.

Активно участвует малый бизнес в теплоснабжении населенных пунктов, в обеспечении населения и котельных дровами, в решении различных социальных вопросов на территории районов. Не следует забывать и то, что у населения есть гарантированное законом право на самозаготовку древесины для отопления домов и строительства жилья. Для этого тоже необходимо резервировать лесфонд, причём достаточно большие объемы.

Позиция областной прокуратуры, которая выступила инициатором данного законопроекта, понятна. Сегодня закон об исключительных случаях, к сожалению, не предполагает ответственности за нецелевое использование заготовленной древесины. Что нередко приводит к нарушениям со стороны лесозаготовителей.

Попытки областного Собрания внести необходимые коррективы в Лесной кодекс пока не получили поддержки на федеральном уровне. Но при этом нельзя забывать, что большинство предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес, работают в лесу в рамках закона. Именно для них и необходимо создать условия для развития.

— Какую позицию в разговорах вам озвучили представители малого и среднего бизнеса? Что их беспокоит?

Игорь Чесноков:

— У предпринимателей есть понимание, что краткосрочная аренда по исключительным случаям сегодня дешевле, поэтому участвуя в аукционах, они имеют возможность приобрести древесину по более низким ценам, чем на аукционах по общим основаниям. 

Однако не стоит забывать, что все аукционы проводятся теперь в электронной форме — подать заявку на них может кто угодно, конкуренция возрастает. Кроме того, по данным министерства природных ресурсов планируется увеличение первоначальной цены на аукционах в следующем году.

Вызывает у малого бизнеса опасения и то, что при перераспределении лесфонда значительная его часть может быть отдана под инвестпроекты крупным холдингам, причём наиболее удобные для освоения лесные участки.

Опасения, нужно сказать, серьезные. Именно поэтому многие депутаты областного Собрания выступают за необходимость диалога между Правительством области, муниципалитетами, малым и крупным бизнесом перед принятием окончательного решения по данному законопроекту.

Нужно до второго чтения закона определить по каждому району объемы лесфонда, которые будут зарезервированы для населения и малого бизнеса, а также под инвестпроекты. При этом принципиально важно при распределении расчетной лесосеки оставить значительную часть на конкурсы по долгосрочной аренде для малого и среднего бизнеса, который занимается переработкой древесины.

Такая возможность появилась в федеральном законодательстве в марте этого года. Это даст новый импульс для развития многих сельских территорий, где есть такие предприниматели.

Кроме того, до второго чтения законопроекта необходимо в каждом районе провести зонирование и четко определить наиболее удобные лесные участки с точки зрения доступности, которые могут быть выделены для населения и развития малого бизнеса.

Все эти решения должны быть официально зафиксированы. При этом нужны соглашения, в которых будет учтена и ответственность крупного бизнеса. Важно, чтобы он взял на себя обязательства по поставкам древесины для теплоснабжающих организаций и населения там, где это не сможет сделать малый бизнес.

В июне диалог между всеми заинтересованными сторонами начался. С предложением областного министерства ЛПК согласились многие, но не все. Поэтому диалог нужно продолжать. От его результатов зависит, будет ли принят данный законопроект во втором чтении.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле