Завтра в Архангельске +12°CСеверодвинске +12°CОнеге +12°CВельске +10°CМирном +10°CШенкурске +10°CЯренске +10°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 05.08.2019 10:50

Bad trip

04.08.2019 10:00
Рецензия на фильм «Солнцестояние» от нашего культурного смотрителя.

В прокате с 18 июля

Режиссёр Ари Астер

В главных ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм, Уильем Джексон Харпер, Уилл Поултер


Когда экватор летнего периода уже пройден, а белая ночь становится всё короче, кинопрокат может порадовать зрителей абсурдным этническим хоррором с элементами психологической драмы «Солнцестояние» Ари Астера.

Как и подобает классическому канону слэшера всё начинается с того, что компания молодых ребят из Америки отправляется в трип сами толком не зная куда, в данном случае в шведскую деревушку, откуда родом один из друзей.

Оказываясь на месте, всё переворачивается с ног на голову, современные горожане помещаются в центр кровопролитного языческого праздника, их правила поведения «дорогу переходить на зелёный» не работают, и это совсем не Рождество едва ли кто-то получит подарки в конце.

Стоит отметить, что фильм далёк от любых формальных жанровых ограничений и режиссёр даёт это понять буквально с первых минут картины. Фильм начинается с непростой истории разлада отношений Кристиана (Джек Рейнор) и Дэни (Флоренс Пью) и в дальнейшем тема схватки Венеры и Марса становится одним из главных лейтмотивов фильма.

Героиня Дэни в «Солнцестоянии» символизирует всё женское, эмоциональное и алогичное. Вместе с тем, она испытывает постоянный гнёт маскулинности, заставляющий запираться в ванной и прятать слёзы, выполнять действия, кажущиеся самой ей неправильными и приводящими к жутким последствиям, вроде бэд-трипа после приёма грибов, от которых она отказывалась.

В результате этого подавления возникает озлобление, которое позволяет Дэни остаться последней выжившей, но едва ли посыл Ари Астера в этой картине можно назвать феминистическим.

Совсем наоборот, режиссёр быстрее выражает опасение перед высвободившейся хтонической женственностью. Его позиция остаётся на стороне сильной традиции и упорядоченной вертикальной иерархии, но, что с ней стало в обществе тотального измельчания и распада.

В этой связи интересен противоположный полюс — парень Дэни с неслучайным именем Кристиан. В гибели его персонажа безусловно символически обозначен конец христианского патриархального мира, как волк в овечьей шкуре он сгорает в языческом пламени по приказу своей девушки, ставшей королевой Мая.

Аполлоническое начало в Кристиане мертво, он не умён, тему диссертации по общине он крадёт у своего друга, предавая верность братству, для женщины он не может выступить покровителем, запомнить когда у неё день рождение, проявить сострадание и разделить горе.

В «Солнцестоянии» больше всего поражает то, с какой лёгкостью Астеру удаётся говорить о сложных темах в одном из самых неподходящих для этого жанров, здесь напрашивается параллель с недавно вышедшей картиной Джима Джармуша «Мёртвые не умирают», также хоррор без скримеров, в котором присутствует критика общества потребления.

Если вы когда-нибудь видели фильмы Триера, то вам должно быть хорошо знакомо это давящее чувство, настоящее ультранасилие над зрителем. Об этом датчанине напоминает и треугольник финального шалаша как в «Меланхолии» и анализ тотальной женственности как силы губительной как в «Антихристе».

И ещё одна забавная деталь: Триер никогда не бывавший в Америке снял о ней мрачный кафкианский фильм с условными картонными декорациями — «Догвилль». Астер же строит свою Швецию — сам выдумывает руны, язык, обряды и переносит съёмки в Венгрию.

Фильм существует на грани мейнстрима падающего в бездну сумасшедших артхаусных экспериментов, и вбирает в себя всё самое лучшее. Уникальна операторская работа Павла Погоржельского, изобилующая ярким и понятным визуальным языком, как, например, кадр с переворачивающейся вдоль линии горизонта дорогой или пульсирующими цветами и прорастающей сквозь руки травой во время транса.

Общее колористическое решение фильма, выдержанного в пастельных тонах словно с полотен импрессионистов, контрастирующее с его устрашающим внутренним содержанием, весьма удивительно, ведь хорроров, где все действие фильма разворачивается днём можно вспомнить крайне мало.

Актёрская игра в точности передачи самых различных состояний, которые редко встретишь в обыденной жизни будь то сцена коллективного женского рыдания с королевой Мая или ритуальный секс Кристиана с местной жительницей, поражает просто до мурашек.

Но если вы ждёте от «Солнцестояния» простого заявленного прокатчиками фильма ужасов с скримерами, кровью и ощущением Эдгара По, то это ожидание будет не оправдано и стоит приготовится к нечту совершенно иному, но от этого не менее интересному.

Ася Спиридонова

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле