Завтра в Архангельске−7°CСеверодвинске−9°CОнеге−9°CВельске−9°CМирном−10°CШенкурске−10°CЯренске−14°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 23:06

Однажды сняли замечательное кино

18.08.2019 11:00
Рецензия на фильм «Однажды в Голливуде» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Квентин Тарантино.

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш, Маргарет Куэлли, Тимоти Олифант, Джулия Баттерз, Остин Батлер, Дакота Фаннинг.

В прокате с 8-го августа.

На самом деле, эта рецензия должна была закончится на самой первой строчке: «Режиссер: Квентин Тарантино».

Более никаких описаний не требуется. Причем, даже не важно, разбирается человек в кино или нет. Можно вполне спокойно путать имена режиссеров «Соляриса» и «Ребенка Розмари», можно легко признаться в незнании автора «Космической одиссеи», но когда речь заходит о «Криминальном чтиве» или «Убить Билла», то на вопрос «А что это?» в ста случаях из ста ответом будут круглые глаза собеседников, ибо не знать эти фильмы смерти подобно в любой более-менее приличной компании.

Да и в неприличной тоже. Тарантино — это человек-феномен современности. Проверить это утверждение крайне легко: каждый первый его фильм супер-успешен, понятен всем и каждому, причем на разных уровнях и, буквально, каждый раз взрывает всю индустрию.

Но дело не только в этом. Например, весь мир идет смотреть «Мстителей» или «Трансформеов», они хотят увидеть продолжение истории, творение любимой СТУДИИ, которая четко понимает, что их аудитория = их капитал, поэтому старается всячески угодить фанатам больше, чем прописать сценарий или пойти на риски.

А теперь посмотрите на Тарантино. Люди идут увидеть, что создал именно Квентин Тарантино. Франшиза предлагает нам знакомых персонажей из фильма в фильм, а этот уже немолодой человек каждый раз снимает абсолютно новую историю с одной и той же труппой актеров, но каждый следующий персонаж сыгранный каким-нибудь Мэдсоном максимально не похож на его предыдущую роль.

Что в итоге: Квентин Тарантино — это бренд? Безусловно. Его фильмы — франшиза? Отчасти. Но только благодаря общему стилю. Эти фильмы можно сравнивать между собой, но они связаны не только именем режиссера, но и перетеканием его идей из одной картины в другую.

Но самое главное Тарантино — это режиссер и очень сильная личность. Ему плевать, что хочет зритель и это правильно. Думали, что шли на боевичок про ковбоев? Ждете перестрелок? Получите три часа шикарно прописанных диалогов и восьмерку замечательных персонажей. И вы будете их слушать и даже не думать о скуке, а когда окончательно привыкните к размеренному течению беседы в галантерее Мини, получите такой экшн, что волосы дыбом встанут.

Иными словами: «Плевать на критиков, возрастные рейтинги и фансервис. Вы будете смотреть то, что хочу показать я, а я испытывал такой кайф при съемках, что шанса не заразится им просто нет».

Можно до бесконечности петь дифирамбы Тарантино, но обычно слиток золота не нуждается в рекламе, все и без этого хотят его.

Вместо этого культурный смотритель будет петь дифирамбы его новому фильму «Однажды в Голливуде» и никто ему не помешает.

Как нетрудно догадаться, действие происходит на Голливудских холмах, на фабрике грез, но не просто однажды, а по самый конец 60-х со всем сопутствующим: триумф сексуальной революции, хиппи, наркотики, Битлз и … Вьетнам.

Последняя тема почти неуловима, но теперь вы знаете, поэтому попробуйте обратить внимание, как часто она мелькает в фильме и в каком контексте.

К примеру, главный герой — звезда второго порядка, он никогда и не был-то в первой лиге, но его карьера уже клонится к закату. И это единственное, что его волнует во всем мире. И вот, Ди Каприо садится в машину и плачется в жилетку Бреда Пита, жалуется на судьбу, боится стать забытым, а в это время откуда-то издалека автомобильное радио сообщает: «американские войска продвинулись на 5 километров на Север Вьетнама, погибло столько-то сотен наших солдат».

И на этом не заостряется внимание, актеры не прерывают диалог, Рик Далтон (герой Ди Каприо) так и продолжает стонать об упущенных возможностях, но у зрителя (возможно, только у автора статьи) ясно выстраивается картина: есть Голливуд, есть остальной, реальный, мир. Они никогда не пересекутся, за забором шикарных домов продолжат умирать сотнями, а богема даже на секунду не удостоит их своим вниманием.

Есть вероятность, что это лишь синдром поиска глубинного смысла, но такие «вьетнамские вставочки» проскакивают в фильме не раз и не два. Случайно они появиться тоже не могли.

Вообще, смотреть, как Тарантино погружает зрителя в атмосферу своих фильмов — сплошное удовольствие. Обычно, если фильм плохой, то все говорят «персонажи не раскрыты». Обычно, режиссеры стараются раскрыть своих героев через флэшбэки, отсылки (да еще и к библии, упаси Боже), в лучшем случае, через диалоги.

Как раскрывает своих героев Квентин: в «Однажды в Голливуде» есть второй главный герой дублер второсортной звезды Клиффорд (Бред Пит). Холостяк, живет практически в трейлере, пьет, не стеснятся в выражениях. Зритель думает, что поэтому окружающие относятся к нему с пренебрежением. Тут через четвертую стену врывается режиссер и говорит: «Кстати, Клиф убил свою жену и об этом все знают. Едем дальше».

Посреди фильма, после того, как герой Лео принимает судьбоносное решение, бесцеремонно вылезает надпись: «прошло несколько лет» и мы видим совершенно изменившегося персонажа. «Почему нам не показали его путь?» «Почему мы не знаем, как менялся Рик Далтон все это время?»

«Потому, что пошли вы. История не об этом».

Кстати об истории. Перед нами, между прочим, классический вестерн. Более того, после классического спагетти-вестерна «Джанго» и кино в контексте вестерна — «Восьмерки», Тарантино все еще не наигрался в ковбоев и снял вестерн внутри вестерна.

Рик Далтон — ковбой на экране, все, что происходит с ним — не по-настоящему. В реальности его жизнь никак не выходит за рамки «работа-дом».

Клиффорд — ковбой в реальной жизни. Все, что происходит на съемочной площадке его мало волнует, зато, когда он выходит за ее пределы, начинаются настоящие приключения.

Что характерно, история героя Ди Каприо снята в жанре реализм, чтобы подчеркнуть всю искусственность кинематографа. А, когда дело доходит до персонажа Пита, кино резко переобувается в боевик со всеми составляющими.

И этот вестерн в Голливуде 70-х смотрится просто отлично, в основном, благодаря непрекращающейся иронии в сторону киношной богемы.

Есть немало фильмов, обличающих обратную сторону кинематографа: «Последний киногерой» или «Да здравствует Цезарь», но все они, по большому счету, показывают то, что мы уже знаем. Давно известно, что за кулисами актеры часто ведут себя, как зажравшиеся бояре.

Тарантино же, похоже, и правда влюблен в кинематограф. В его фильме прямым текстом говорится, что звезды и именитые режиссеры никто без каскадеров, дублеров, гримеров, осветителей, костюмеров, носильщиков кофе, грузчиков и уборщиц. Не будем утверждать на 100%, но, вероятно, Квентин — первый, кто дал слово пролетариату мира кино.

Что касается актеров, то «Однажды в Голливуде» в одной из своих сцен также прямым текстом говорит, кто они и где их место. И все бы ничего, но говорит это ребенок, самыми простыми и наивными фразами. Что еще более необычно: на этом месседж не останавливается и ребенку тут же сообщают, что реальность несколько сложнее его идеалистических суждений.

И таких диалогов двух позиций в фильме полно. Тарантино поговорил со всеми: и с киношными снобами, считающих актеров марионетками в руках режиссеров, и с глупыми подростками, которые за все хорошее, пока дело не коснется лично их, с бедными от лица богатых, а богатых столкнул с бессмысленным хаосом, врывающимся в их размеренное существование.

На третьем часу фильма режиссер сообщает, что вдоволь наигрался с историями, диалогами, художественными кадрами. В общем, сделал все, что хотел сам и теперь желает доставить зрительный оргазм даже самым заскучавшим в кинотеатре.

Начинается что-то невообразимое. Жестко, быстро и с безумно-сочным звуком зрителя заставляют раскрыть глаза от внезапного восторга. После сцены с огнеметом хочется аплодировать и просить еще.

На этом моменте стоит сообщить, что в фильме есть отдельная сюжетная линия для Марго Робби. На протяжении всего повествования она никак не контактирует с героями и только в самом финале приглашает Рика Далтона на чай.

Эта последняя сцена — еще одно подтверждение, что главная идея «Однажды в Голливуде» — полная обособленность этого богемного мира от реальности. Буквально в паре шагов от забора Робби творился дикий ужас, а она, как ни в чем не бывало, сочувственным голосом зовет перемазанного в крови соседа на вечеринку.

Конечно, это далеко не все идеи. Фильм наполнен отсылками к вестернам, спагетти-вестернам, фильмам с Иствудом, самоотсылками. Что говорить, если знаменитый «крик Вильгельма» засветился на первых секундах.

Похоже, что Тарантино очень давно подходил к «Однажды в Голливуде». Что-то похожее он уже делал в своей новелле в «Четыре комнаты», да и в других его работах тема кино и его истории идет красной линией через диалоги или целые сцены, как в «Бесславных ублюдках». Спасибо ему большое за то, что наконец собрал все это воедино.

Тарантино — чуть ли не последний реликт эпохи, когда режиссер был во главе всего, а студии лишь изредка вмешивались в создание кино. Пока Квентин снимает, нужно этим наслаждаться и с грустью ждать того, когда Дисней задавит весь кинематограф и качественное авторское кино уже никогда не будет массовым.

В отличие от большинства других фильмов, на этот стоит не просто сходить, но и купить его на диске или в онлайн-кинотеатре, а потом сходить еще раз, когда «Однажды в Голливуде» будут крутить без дубляжа.

P.S.

После премьеры в Каннах, зрители провожали титры шестиминутными овациями. А все, что показано в фильме, и правда как-то раз случилось в Голливуде. 


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле