Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске0°CМирном0°CШенкурске0°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 04:29

Лицо на фоне эпохи

08.09.2019 10:00
Рецензия на фильм «Работа без авторства» от нашего культурного смотрителя.

В прокате с 5 сентября

В главных ролях: Том Шиллинг, Себастьян Кох, Паула Бир, Саския Розендаль, Оливер Мазуччи

Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк


Первый осенний уикенд порадует зрителей биографической драмой, основанной на жизненном пути художника Герхарда Рихтера, но только ли о немецком фотореалисте «Работа без авторства»?

По непонятным причинам Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, решившись сделать фильм о ныне здравствующем признанном гении абстракции скромно скрывает от зрителя его настоящее имя и главного героя в «Работе без авторства» зовут вовсе не Герхард Рихтер, а Курт Барнерт (Том Шиллинг). Это единственная коробящая деталь, под всеми остальными событиями можно поставить жирный киношный штамп «основано на реальных событиях».

История начинается в Дрездене, где зритель глазами маленького Курта и его юной и очаровательной тёти Элизабет (Саския Розендаль), проникается предгрозовым ощущением наступающего на Германию национал-социализма. Устами ребёнка глаголит яма, вот этот малыш вынужден покинуть привычный быт, вот ему в музее строгий дядя объясняет, что такое дегенеративное искусство, вот Элизабет тащат в психушку для дальнейшей стерилизации и смерти в газовой камере, вот в его голубых глазёнках отражаются падающие с неба снаряды.

Хоть его тётушка и погибла рано, она успела научить Курта главному: формуле мировой гармонии, заключающейся в звуке единственной ноты, и не закрывать глаза, а всегда смотреть на правду, сколько бы ужасающей она не была, ведь только в истине заключается подлинная красота.

Этот урок Курт усвоил на всю жизнь. Его ожидал губительный для формирования собственного стиля провозглашённый в Восточной Германии единственно правильный творческий метод социалистического реализма, зять (Себастьян Кох) главный гинеколог Третьего Рейха, подписавший смертный приговор прекрасной Элизабет, и по злой иронии судьбы убивший ради чистоты собственного рода плод во чреве своей дочери, которая связалась с неблагонадёжным меланхоличным художником, отца Курта не взяли на работу учителем, он повесился.

К тридцати годам Курт решает проникнуть за ту сторону Берлинской стены и начать с чистого холста, забыть своё прошлое, стереть своё имя, оказаться снова вечным студентом в художественной академии полной бездарных выскочек с совершенно иным революционным подходом к искусству.

Пожалуй, самая сильная сторона фильма — это правдивая демонстрация творческого процесса работы художника. Есть масса примеров байопиков про художников, будь то Поллок, Ван Гог, Баския или Пикассо, где муки над созданием шедевра выглядят настолько карикатурно, что это напоминает нечто из области магнитов на холодильнике с отштампованной репродукцией, где художникчасами просиживает в позе роденовского мыслителя.

В «Работе без авторства» мы видим абсолютно всё. Сначала первые карандашные наброски и предпосылки формирования креативного мышления в виде среды, в которой рос мальчик, потом жизненные испытания, помогшие в последствии создать уникальный стиль автора, способный отразить ломкую эпоху и боль поколения. 

Особенно в этом ключе убедителен момент, когда Курт тридцатилетний студент слепо пытается копировать чужие работы, а потом только осмеливается заглянуть внутрь себя и создать полностью независимое искусство.

Это всего лишь вторая работа Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка после более чем десятилетнего перерыва, ранее он снял картину «Жизнь других», за которую получил и премию «Оскар» и «Сезар».

Нельзя сказать, что это крепко схваченный в самых ярких моментах жизни героя биографический фильм в духе Скорсезе. Режиссёр берёт на себя непосильную задачу: показать ужасы фашизма, биографию Рихтера, параллельно увязать сложную линию с женой и зятем, переводя на них прицел, поговорить об абсурдности разделения на ГДР и ФРГ.

Даже за три часа экранного времени не удаётся раскрыть полную линию героя, фильм обрывается на моменте, когда Рихтер впервые добивается успеха. Ведь его творческий путь дальше тоже интересен, он переедет в Америку, от фотореализма перейдёт к концептуализму, а далее к абстракционизму, но это уже не волнует режиссёра, ему лишь нужна фактурная драматургия лица на фоне Берлинской стены. 

Соотношения роли истории и личности в фильме и количество героев не дают ему сохранить целостность, сцены повторяются, сюжет затягивается.

Фильм был номинирован на Оскар в категориях «лучший фильм на иностранном языке» и «лучшая операторская работа». К слову о ней, трудно назвать ее выдающейся, однако, сцена с падающей с неба фольгой и горящими от снарядов домами решена фантастически. 

Отдав большую роль в фильме историческому бэкграунду, немецкий режиссёр делает это настолько беззубо, мы столько раз видели эти страшные сказки про Гитлера, что на этот раз всё же хотели услышать о Рихтере.

Ася Спиридонова

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле