Завтра в Архангельске +6°CСеверодвинске +5°CОнеге +6°CВельске +5°CМирном +5°CШенкурске +5°CЯренске +5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, среда, 02.10.2019 11:39

Кино без автора и цели

02.10.2019 11:27
Рецензия на фильм «Элефант» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: —

В ролях: Алексей Гуськов, Полина Агуреева, Евгения Дмитриева, Ян Цапник, Фредерик Бегбедер

В прокате с 19-го сентября

Автор сценария и режиссер в титрах «Элефанта» не указан. По официальной информации, этот человек «пожелал остаться неизвестным». За сухим сообщением скрывается один из главных скандалов нынешнего киносезона, и ничего тайного в нем на самом деле нет.

Картину придумал и снял постановщик Алексей Красовский, создатель «Коллектора» и «Праздника». Свою фамилию из титров он убрал из-за творческих разногласий с продюсерами, которые лишили режиссера права на финальный монтаж.

Обе стороны после премьеры фильма на фестивале в Выборге сделали громкие заявления. Продюсеры Алексей Гуськов и Сергей Сельянов показали прессе исключенные из окончательной версии эпизоды и обвинили в плохой игре актеров второго плана.

По их мнению, авторский замысел не претерпел радикальных изменений, а продюсерская версия, которая короче версии Красовского на три минуты, является «более чистой, более корректной». Режиссер же продолжил настаивать на своем: многие сцены переставлены местами, логические цепочки разорваны, смысл утерян.

Собственно, сам сюжет выглядит следующим образом и при просмотре не вызывает нареканий по части монтажа и история выглядит вполне целостной.

Много лет назад писатель Валентин Шубин написал серию детских книг про слона Мишку и прославился на весь мир. В те годы источником его вдохновения была дочь, которая теперь выросла и слышать не хочет об отце.

На то есть свои причины: Шубин, мягко говоря, не самый приятный в общении человек. Кризис творческий и кризис душевный привели к проблемам со здоровьем. Сердце писателя вышло из строя и срочно нуждается в замене.

Помощь приходит с неожиданной стороны. В числе поклонников Шубина оказывается французский бизнесмен, которого играет не кто-нибудь, а сам Фредерик Бегбедер, владелец кондитерской фабрики, который оперативно финансирует операцию по пересадке сердца, а взамен просит героя написать продолжение истории про слона.

Шубин от этого предложения не в восторге. Никаких идей у него нет, настроение дурное. Он слоняется по каналу Грибоедова, хандрит в гигантской квартире с видом на Спас на Крови, пытается уговорить дочь выдать ему маленькую внучку и ругается с приставленной французом сиделкой.

В довершение ко всему писатель больше не контролирует свои слезные железы: в самые неподходящие моменты всем вокруг кажется, будто он плачет. Шубин винит в этом новое сердце и мечтает узнать, от кого оно ему досталось.

Обычному зрителю возможность сравнить две версии (продюссерскую и режиссерскую) в ближайшем будущем вряд ли представится. Но в своем нынешнем виде «Элефант» производит странное впечатление.

Его лучшие моменты — те, в которых реальность вокруг главного героя будто дрожит и кривится, обнажая гротескное нутро. Вот Шубин выносит из больницы свое старое сердце в булькающей замотанной банке, вот на петербургской крыше в позе, не подчиняющейся законам физики, замирает человек, вот ограбление банка, которое идет по неожиданному сценарию и заканчивается сорванным кушем вместо задержания.

Но эти колебания реальности не становятся художественным приемом, они замкнуты в себе и ни к чему не ведут. Их наглухо перекрывает общая благостность. «Элефант», если коротко, — история о человеке, который вышел из футляра, в буквальном смысле починил отказавшую со временем сердечность, научившись жить чувствами наружу, а не внутрь (отсюда и вся линия с непрошеными слезами).

Однако в фильме этот переход по-настоящему не раскрыт, он если и совершается, то где-то за кадром, а в кадре персонаж Гуськова начала долго хамит симпатичной сиделке, а потом вдруг неожиданно берет ее в соавторы и романтически уезжает с ней в закат.

Если это роман перевоспитания (а это вообще-то он и есть), то герой должен проходить через какие-то этапы и иметь на этом пути сопровождающих.

Российский же сказочник почему-то ремонтирует себя в гордом одиночестве, как робот, изредка прерываясь на диалоги с колоритными, но задвинутыми далеко на задний план второстепенными персонажами. Поверить в то, что такой человек когда-то создал великую детскую книгу, решительно невозможно.

У фильма, как и у главного героя, проблемы с сердцем: то ритм собьется, то давление не вовремя повысится, то появятся шумы в виде пафосного саундтрека. Судя по наличию в актерском составе писателя Фредерика Бегбедера, где-то там предполагался французский шарм. Но вышла, как обычно, российская тоска.

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле