Завтра в Архангельске 0°CСеверодвинске 0°CОнеге 0°CВельске −2°CМирном −2°CШенкурске −1°CЯренске −2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 27.10.2019 12:16

Женское возвращение

27.10.2019 11:59
Рецензия на фильм «Мысленный волк» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Валерия Гай Германика

В главных ролях: Юлия Высоцкая, Лиза Климова, Федор Лавров

В прокате с 17 октября


Октябрьский прокат порадует нас одной из самых необычных работ в уходящем году — картиной «Мысленный волк» скандально известной Валерии Гай Германики. Каждая её работа, начиная с сериала «Школа», фильма «Все умрут, а я останусь» и вплоть до «Да и да» всегда будоражила общественное внимание. Глядя на девочку-подростка Леру, которой каждая секунда пространства причиняла боль, выливающаяся в пронзительной искренности искусство, все невольно задавались вопросом, может ли маленькая принцесса, enfant terrible вырасти и что же раскроется в этом бутоне?

«Мысленный волк» — это фильм-притча, даже быстрее фильм-сказка, где чудесное рука об руку переплетается с ужасным. Две главные героини фильма — мать (Юлия Высоцкая) и дочь (Лиза Климова) идут по пути из сельского рейва к деревенскому дому на отшибе, за плечами попутно передавая друг другу котомку с сыном Васечкой. Тема процессии центральный мотив русской жизни и её метафора будь то свадьба, панихида, крестный ход или бессмертный полк. Мглу леса освещает блюдце луны, все деревья — это одно дерево, на подкорках сознания теплится мысль о хищнике, но есть ли он на самом деле?

Первый, возникающий к фильму вопрос — это его хронометраж равный всего скромных 68 минут. Дело тут обстоит не в авторской задумке, а в проблемах с финансированием. Изначально из-за горького опыта общения с продюсерами на предыдущих проектах Германика решила снимать фильм за собственные деньги, однако, в ходе работы над фильмом в одну ночь была кардинально изменена его концепция, а доснимать материал уже было не на что. Увы и ах, пожалуй, только однажды в истории российского кинематографа режиссёру полностью разрешили переснять материал и это был Тарковский.

Оказавшись внутри «Мысленного волка» вам вряд ли покажется недостаточным разворачивающийся на ваших глазах клубок постмодернистских заигрываний и апелляций к сакральному, заводящих всё глубже в лес.

Фильм во многом построен на отсылках к нескольким пугающим пластам сознания русского человека. Первый из которых — язычество, именно в нём заложен весь иррациональный ужас, который только может испытывать человек уже познавший и христианского бога, и доктрину научного позитивизма. Пугает именно то, что порой в слепой традиции предков, абсурдных манипуляциях лежит спасение. Единственный раз появившись в фильме волк напоминает древнее скифское, украшенное золотом божество. Незамужняя женщина, живущая вне общины, это конечно же ведьма или Баба-Яга, именно такой символизм вкладывается в героиню Юлии Высоцкой. Только она знает как распугать в лесу диких зверей, только она знает дорогу в избу, но именно она и привносит мысль о волке.

Второй пласт — это православие. Отсылка к нему есть и в самом названии фильма. Мысленный волк — образ, возникший из молитвы перед причастием святого Иоанна Златоуста («да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду»).

Христианская доктрина удивительно хорошо возрастает в постмодернистской почве, так как в неё изначально заложена всеобъемлющая многозначительность трактовки. Тем не менее, большинство авторов сходятся на том, что волк — это зверь-искуситель, отравляющий сомнением, излишним умствованием, поиском смысла, подобным поиску жемчужины в куче отбросов — без возможности видеть, что драгоценность уже унес кто-то другой.

Удивительно точная метафора, провозглашающая кризис эпохи тотального распада, однако никакой новой искренности, это разговор о кризисе постмодерна, но строго по его законам и выглядит он абсурднее, чем любое дело политзаключенного.

Стоит отметить, что «Мысленный волк» — это детище не одной только Германики, за все безумные постмодернистские диалоги в фильме ответственен Юрий Арабов. Многие забывают о том, что кинематограф творчество всегда коллективное, и всё держится ни на одном только режиссёре, а между тем сам Юрий Арабов остаётся магическим серым кардиналом отечественного авторского кинематографа. Именно он является автором сценариев к картинам «Молох», «Юрьев день» и «Фауст». Тем интереснее становится тандем Арабова и Германики, как пересечение лучших консервативных традиций ВГИКа и вольной экспрессии.

В конце нулевых и начале десятых годов в российском артхаусе делались очень остросоциальные картины с использованием методов документального кино (можно вспомнить работы Сигарева, Попагребского, Серебреникова) и Валерия Гай Германика вышла как раз из этой школы. Удивительно то как в «Мысленном волке», отказавшись от документалистики, ей удалось обобщить социальный опыт маленького человека до полной, касающейся каждого истории и пропустить всё это через свою личность и индивидуальный взгляд на творчество.

Диалоги, постановка кадра, крупные планы, локации- всё выглядит театрально, мы вряд ли можем перенести ситуации и разговоры в реальную жизнь, мы действительно не говорим цитатами. Но от этой театральности не становится неловко, она быстрее вскрывает внутреннее содержание, а минимализм в кадрах метали, леса, избы и снова по кругу напоминает лаконичность русской иконы.

Герои Германики всё такие же страждущие между мирами души, а этот мир всё ещё жутко неуютное место. Девочек-подростков за пределами родительского дома и школы действительно ожидал ещё больший ад, отношения с мужчинами скатывались в омерзительно-бытовую плоскость, оставляя за собой детей, пусть и придающих смысл существованию, но которые «скоро и тебя всю высосут». Мать хоть и единственный человек, который способен проявлять к тебе эмпатию и заботу, но в одном пространстве вам всегда будет тесно, а друг без друга вы никогда не сможете.

Во многом «Мысленный волк» это фильм-зеркало, где каждый видит в нём ровно такие смыслы, какие сам способен вложить. Если попытаться подобрать литературный аналог, то ближе всего по духу окажется сорокинская «Настенька». Говорить о том, что перед нами православный хоррор, как окрестили фильм на Кинотавре, а Валерия пережила духовный ренессанс, не приходится. Помимо бросающейся в глаза мысли православной в фильме есть много и других поводов для разговора: тяжесть российского социального контекста, судьба женщины, полярность мужского и женского, патриархальность. И это действительно те точки, в которых повзрослев стало по-новому больно. Поезд с названием «юность» уносится в урбанистическую поверхность, и поезд в огне, а ты в ожогах.


Ася Спиридонова

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле