Завтра в Архангельске −6°CСеверодвинске −6°CОнеге −4°CВельске 0°CМирном 0°CШенкурске −3°CЯренске 0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 18.11.2019 20:46

Форма протеста

17.11.2019 10:00
Рецензия на документальный фильм «Raving riot» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Сергей Поливанов

В прокате с 24-го октября

«Мы шли по улице и увидели толпы полиции, начали снимать на iphone. На следующий день люди вышли на рейв у парламента. Мы нашли оператора и начали снимать. Увидели много чего интересного и поняли, что об этом нужно снять фильм. Всё произошло случайно, а потом мы начали развивать историю», — взгляд режиссёра фильма «Raving riot» Степана Поливанова не принадлежит случайному свидетелю.

Подчинив документальный нарратив классической логике повествования (открыто и, безусловно, закономерно — в силу специфики развёртывания «исследования»), авторы разделили его на три части. Буквально. Начинается фильм с растекающейся по поверхности гористого мысли культурного кода, развивается в запечатлении протестного рейва у парламента, а завершается рефлексией, которая принадлежит участникам события, наблюдателям по другую сторону «баррикад» и отстранённой от любых умозаключений камере.

12 мая 2018 года в Тбилиси был организован антинаркотический полицейский рейд в клубы Bassiani и Cafe Gallery. На следующий день начался стихийный «рейв неповиновения» у грузинского парламента, ставший реакцией андеграундной музыкальной тусовки на силовую правительственную акцию.

Новое поколение Грузии осознаёт свою свободу и помнит о прошлом — положении точек, к которым тянется (или должна тянуться) культура, линиях развития проектов коренных «перестроек». Среди этих точек, линий и проектов производится отбор — политическое действие телесно, его манифест — танец. А он понятен всем, кто может смотреть и видеть.

В контексте одной страны сосуществуют (или, скорее, внесуществуют) консервативное прошлое и либеральное будущее — одно делает то, что должно, другое — то, что хочет. Светлое время суток — для тех, кто боится, а темное — для свободных от страха. Дихотомия дня и ночи укладывается в формат условной «договоренности» — её наличие подтверждается словами одного из героев фильма.

В Грузии танцуют давно, сейчас это (не маргинально, а вполне себе по-интеллигентски) делают в Bassiani — пространстве мечты о тотальной свободе на территории заброшенного бассейна, который располагается под главным стадионом страны. Bassiani — «социальный центр» культуры андеграунда, который поддерживает группы, сопротивляющиеся тирании неприятия «других». 

Это место постепенно приобретает статус культового. Название клуба — отсылка к героической битве при Бассиани, столкновению сравнительно небольшого по численности войска Грузинского Царства и армии Контийского султаната и Аббасидского халифата. Ноумен (по определению) постигается чувством — а феномен осмысляется фильмом.

В наши дни меньшинство продолжает сражаться с большинством. Когда-то на месте небезызвестного храма столицы большого государства хотели построить бассейн, а за несколько тысяч километров от этой точки притяжения силы бассейн превратили в не религиозное, но политическое и для многих сакральное пространство, входя в которое «чувствуешь любовь».

Политика телесности, танца как свободного действия — предельно прямой манифест тела, соотносимый с лозунгом-призывом «We dance together! We fight together». Dance — очевиден, а fight — не совсем. У самих участников акции нет единого мнения относительно формы этого активного прямого действия.

Политика — всё. Однако это «всё» — не однородная субстанция. Одного правильного пути нет, (по мнению Питера Гелдерлооса, автора работы «Как ненасилие защищает государство») «борьба выигрывает от множественности стратегий», следование единой идеология нивелирует возможность подобной множественности.

В наблюдаемой грузинской ситуации объединения/единения стало возможно прямое действие — декларирование позиции, вылившееся в общемировое информационное пространство медиа. Прямое действие здесь, одновременно, подвергается сомнению и признаётся как опыт — акция, у которой, возможно, будет продолжение.

Формально, «Raving riot» — очередная страница политической истории танцевальной музыки. Либеральной патетики здесь нет. Безусловное принятие инаковости и самобытности подразумевается — в андеграундной среде (и в Bassiani) рады всем независимо от того, кто эти «все». В контексте протестных по своей природе событий разворачивается преобразование строения, омолаживание организма Государства — его индивидуальный онтогенез.

«Raving riot» — фильм многослойный и по тональности романтический. Лозунг Великой французской революции здесь реализуется в связке — в танце мы свободны, равны и едины.

Ася Спиридонова

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле