Предыдущие произведения автора можно почитать здесь…
Волшебная сказка «Царь-Поганка»
Волшебная сказка «Птица Счастья»
Волшебная сказка «Запретная Деревня»
Волшебная сказка «Рачий Царь»
Волшебная сказка «Русский Богатырь»
И вот очередная «Волшебная сказка» от Владимира Виткова. Очень познавательная…
Икота-это необъяснимое нарушение, по мнению учёных, работы человеческого организма, при котором начинают судорожно сокращаться мембрана и связанные с нею внутренние органы.
При этом человек издаёт неконтролируемые звуки. От этих звуков и образовалось слово икота (ик-звукоподражательное, от -суффикс).
Ранее существовало поверье, что человек начинает икать, когда о нём вспоминают его предки, и принято было перекреститься, или прочитать три раза молитву Богородице.
Сейчас — что кто-то вспоминает или ругает.
Как бы то ни было, икоту можно разделять на приобретённую и врождённую.
А кроме того, в деревнях на русском Севере икота проявлялась настолько активно, что временами больше походила на болезнь, иногда переходящую в эпидемию, охватывающую целые поселения.
ЭПИДЕМИЯ ИКОТЫ.
В Архангельской области наиболее подвержены вспышкам икоты были районы в верхнем и среднем течении рек Пинеги и Мезени.
Как правило, сначала начинала икать одна из женщин, а вскоре и вся деревня.
Причем, среди женщин икота распространялась быстрее, чем среди мужчин. В «икающей» деревне на длительный срок (месяц и более) замирали все виды деятельности.
В Советский период также имели место подобные вспышки. В это время в северных деревнях находилось много высланных из других областей.
И было замечено, что они от икоты не страдают. То есть икота распространялась среди местных жителей, имеющих наследственную предрасположенность.
Медицинские методы воздействия успеха не имели. Эпидемия икоты начиналась и заканчивалась независимо от их применения.
ИКОТА ПРИОБРЕТЕННАЯ.
От этого вида икоты страдали в основном женщины. Мужчины очень редко издавали в состоянии транса разные крики.
Подверженных икоте называли икотницами и икотниками. Сама икота имела черты нервно-психического расстройства и бытовало мнение, что она напускалась на здорового человека — с ветром, водой, вещами… с насекомыми, залетающими или заползавшими в открытый рот.
Страдающий икотой мог от нее освободиться, если обманом смог обменять ее на выпрошенную у здорового человека вещь.
Людей, умевших насылать икоту, через определенный магический ритуал, также звали икотницами или икотниками (миряками).
Считалось, что они могут общаться с нечистой силой. Сохранилось много записей этого явления.
В зависимости от приступа, икота делилась на три разновидности: икота говоруха — икотница беспрерывно говорила, не реагируя на окружающих и ничего не помня; икота немая — женщина издавала громкие, звероподобные звуки; икота смертная — икотница начинала корчиться в судорогах, заканчивающихся смертью.
От икоты можно было излечиться, пройдя обряд, более похожий на изгнание бесов. Так как в то время считали, что икоту вызывают бесы, поселившиеся в животе у икотницы.
В Советский период, когда религиозная составляющая сошла на нет, а научного объяснения не появилось, икотницы стали воспринимать икоту, как вселившуюся в них некую сущность, с которой можно договориться. Ей давали имя и старались задобрить.
Верили, что после смерти икотницы, икота не умирала, а перебралась в тело другого человека. При этом могла годами находиться в укромном месте избы, дожидаясь благоприятного момента.
ИКОТА ВРОЖДЕННАЯ.
Наиболее редкий вид икоты передавался исключительно по женской линии.
Приступы икоты появлялись у девочек уже в детском возрасте.
В силу чего они не могли заниматься крестьянским трудом, не могли обходиться без посторонней помощи, не выходили замуж.
Они оставались при родительском доме, где сначала о них заботились родители, а затем те из родственников, к кому переходил дом по наследству.
Наряду с икотой получали в дар очень чувствительную внутреннюю природу, при развитии они могли воздействовать на людей и животных.
Окружающие об этом даре знали и всячески помогали в его развитии.
Достигнув взрослого возраста, они начинали диагностировать и лечить людей от заболеваний, связанных с нервными потрясениями, депрессиями, снимать испуг с детей.
Успокаивающе воздействовали на животных, снимали порчу, возвращали молоко и т. д.
Икотницы разделялись по силе воздействия на окружающих.
Наиболее «сильные» могли обнаружить украденную вещь и назвать вора. Также определить местонахождение потерявшегося или украденного животного.
Этот род икотниц являлся составной частью крестьянского мира и занимал в нём видное место.
Коллективизация и последующая нечеловеческая эксплуатация крестьянского труда сделала их выживание в новых условиях невозможным.
В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА.
Вот случай, который произошел с моей мамой Зоей Ивановной, когда ей было около пяти лет.
Она проживала в доме родителей своего отца (ее воспитывали дед и бабушка) в деревне Комаровская (около двух километров от райцентра Верхняя Тойма).
В 1920 году дед Матвей купил ей кожаные ботинки фабричного производства. Только что закончилась гражданская война, страна находилась в разрухе.
И такие вещи были тогда редкостью. И она эти ботинки спрятала, а куда — забыла. Их долго искали всей семьей, но не нашли.
Тогда дед запряг телегу и поехал за десять верст к известной в ту пору икотнице в одну из пинежских деревень. Из этой деревни была взята жена деда, и та икотница приходилась ей близкой родственницей. Вернулись они на следующий день и по этому поводу устроили праздничный обед.
Поскольку событие было неординарное, мать его запомнила.
Икотница была худая женщина в возрасте, сначала поговорила с ней, а затем немножко поиграла. И, как бы в продолжение игры взяла ее руку и стала водить по комнатам, даже спустилась в подполье… на повети (место для хранения сена над скотным двором) они остановились у копны сена.
Как же икотница почувствовала, что именно здесь и спрятала пятилетняя девочка новые ботинки, так и осталось загадкой.
Но именно здесь, под сеном, они и оказались!
Погостила икотница больше недели, и к ней очень хорошо отнеслись. З
атем щедро одарили: дали немного денег, ситцевый отрез на платье, два ситцевых платка (в то время ситец был в большом дефиците), домотканой льняной ткани, разных мелочей (иголок, ниток), продуктов чая, сахара, крупы… В общем, нагрузили целую телегу.
Это была скрытая форма поддержки, так как стоимость подарков превысила в несколько раз стоимость найденных ботинок.
И дед отвез икотницу обратно.
Никакого религиозного предубеждения в икотнице не было. Хотя в то время дед был в деревне церковным старостой, а по праздникам звонарем в церкви в Верхней Тойме.
В дальнейшем мать узнала, что икотница страдает от икоты с детства, и с возрастом продолжительность приступов усилилась.
Приступы продолжались от нескольких дней до полутора месяцев, начинались неожиданно, и какой-либо закономерности не было.
Икание с разной интенсивностью продолжалось днем и ночью. И, чтобы не причинять неудобства близким, она до конца приступа икоты уходила в баню и жила в ней.
В это время она почти не спала, не могла есть нормальную пищу и запивала икоту водой. Чтобы хоть как-то поддержать ее силы, для нее специально готовили суповые бульоны и жиденькие каши.
По окончании приступа она находилась в очень тяжелом, истощенном состоянии, и передвигалась с большим трудом. Реабилитация продолжалась несколько месяцев, причем первые две недели она лежала.
ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗАЯ.
Появление икоты на Севере связано с переселением во втором веке до нашей эры племен ананьинской культуры (ее носителей).
В период с VIII по III век до нашей эры эти племена проживали на средней Волге и участвовали в контролируемой скифами торговле северным мехом.
Во 2-м веке до нашей эры скифская держава распалась и в ходе начавшегося передвижения племен значительная часть ананьицев ушла в верховье реки Печоры.
В дальнейшем они через малонаселенную реку Пинегу вышли к Северной Двине, заняв место между реками Верхняя и Нижняя Тойма.
А крупные поселения местных жителей в южной части Северной Двины волжане обошли стороной.
Потепление климата в то время уже позволяло проживать на значительной части северных рек, чем и воспользовались новые переселенцы, постепенно переселившись по их среднему и нижнему течению.
С седьмого века Север попал под контроль западных славян, они дали название населению этой части Севера — чудь белоглазая.
Это были стройные, голубоглазые, светловолосые люди европейского типа. Под этим именем местные племена и оставались в истории.
НЕМЦЫ И ЧУДЬ.
Западные славяне все окружающие их племена делили на немцев и чудь.
Немцы (немые) — племена непонятные, враждебные славянам.
Немцами славяне называли многочисленные германские племена, которые общего названия не имели. Германцами из стали называть римляне, по названию одного из племен.
И только в средние века его стали использовать немецкие историки.
На русском Севере ненцами (искаженное «немцы») стали называться кочевые оленеводы, появившиеся в приполярной тундре в VIII веке.
Чудь (чужие) — не славянские племена, разной этнической принадлежности, входящие в славянский мир или от него зависимые. На Севере, кроме чуди белоглазой были еще и чухонцы. Чухонцами стали называть протофинские племена, которые в VII–VIII веке появились в верховьях рек Печоры и Пинеги, а затем просочились в леса между реками Северная Двина и Онега.
ГЕРОГРАФИЯ ИКОТЫ.
В X–XI веках началось русское заселение Севера, первоначально из Новгородского княжества. Новая волна по численности во много раз превосходила чудь белоглазую, которая быстро растворилась в ней, приняв русский язык и культуру.
В свою очередь, передав новым переселенцам предрасположенность к икоте. И дальнейшее распространение икоты связано с русским освоением Севера.
В настоящее время икота присутствует в Архангельской, Мурманской областях, Поморском побережье Белого моря, включенном в Карелию, Пермской области и Мордовии.
В Пермскую область икота попала также с Севера. С конца XVI века усилиями Сольвычегодских купцов Строгановых, организовавших военную экспедицию Ермака, Пермь стала форпостом освоения Сибири.
И первыми переселенцами стали выходцы из Русского Севера. Из мест, связанных с ананьинскими племенами, икота сохранилась только в Мордовии.
Мордва (эрзя, мокша) сейчас причисляется к финно-уграм, но вероятно, в ней дольше всех сохранились древние корни.
Пока (в VII веке) одна из протофинно-угорских не смешалась с ней. Среди других финно-угрских народов предрасположенность к икоте не наблюдалась.