Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−11°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 13:10

Икота

23.11.2019 11:00
Очередная очень познавательная «Волшебная сказка» от Владимира Виткова.

Предыдущие произведения автора можно почитать здесь…

Волшебная сказка «Царь-Поганка»

Волшебная сказка «Птица Счастья»

Волшебная сказка «Запретная Деревня»

Волшебная сказка «Рачий Царь»

Волшебная сказка «Русский Богатырь»

И вот очередная «Волшебная сказка» от Владимира Виткова. Очень познавательная…

Икота-это необъяснимое нарушение, по мнению учёных, работы человеческого организма, при котором начинают судорожно сокращаться мембрана и связанные с нею внутренние органы.

При этом человек издаёт неконтролируемые звуки. От этих звуков и образовалось слово икота (ик-звукоподражательное, от -суффикс).

Ранее существовало поверье, что человек начинает икать, когда о нём вспоминают его предки, и принято было перекреститься, или прочитать три раза молитву Богородице.

Сейчас — что кто-то вспоминает или ругает.

Как бы то ни было, икоту можно разделять на приобретённую и врождённую.

А кроме того, в деревнях на русском Севере икота проявлялась настолько активно, что временами больше походила на болезнь, иногда переходящую в эпидемию, охватывающую целые поселения.

ЭПИДЕМИЯ ИКОТЫ.

В Архангельской области наиболее подвержены вспышкам икоты были районы в верхнем и среднем течении рек Пинеги и Мезени.

Как правило, сначала начинала икать одна из женщин, а вскоре и вся деревня.

Причем, среди женщин икота распространялась быстрее, чем среди мужчин. В «икающей» деревне на длительный срок (месяц и более) замирали все виды деятельности.

В Советский период также имели место подобные вспышки. В это время в северных деревнях находилось много высланных из других областей.

И было замечено, что они от икоты не страдают. То есть икота распространялась среди местных жителей, имеющих наследственную предрасположенность.

Медицинские методы воздействия успеха не имели. Эпидемия икоты начиналась и заканчивалась независимо от их применения.

ИКОТА ПРИОБРЕТЕННАЯ.

От этого вида икоты страдали в основном женщины. Мужчины очень редко издавали в состоянии транса разные крики.

Подверженных икоте называли икотницами и икотниками. Сама икота имела черты нервно-психического расстройства и бытовало мнение, что она напускалась на здорового человека — с ветром, водой, вещами… с насекомыми, залетающими или заползавшими в открытый рот.

Страдающий икотой мог от нее освободиться, если обманом смог обменять ее на выпрошенную у здорового человека вещь.

Людей, умевших насылать икоту, через определенный магический ритуал, также звали икотницами или икотниками (миряками).

Считалось, что они могут общаться с нечистой силой. Сохранилось много записей этого явления.

В зависимости от приступа, икота делилась на три разновидности: икота говоруха — икотница беспрерывно говорила, не реагируя на окружающих и ничего не помня; икота немая — женщина издавала громкие, звероподобные звуки; икота смертная — икотница начинала корчиться в судорогах, заканчивающихся смертью.

От икоты можно было излечиться, пройдя обряд, более похожий на изгнание бесов. Так как в то время считали, что икоту вызывают бесы, поселившиеся в животе у икотницы.

В Советский период, когда религиозная составляющая сошла на нет, а научного объяснения не появилось, икотницы стали воспринимать икоту, как вселившуюся в них некую сущность, с которой можно договориться. Ей давали имя и старались задобрить.

Верили, что после смерти икотницы, икота не умирала, а перебралась в тело другого человека. При этом могла годами находиться в укромном месте избы, дожидаясь благоприятного момента.

ИКОТА ВРОЖДЕННАЯ.

Наиболее редкий вид икоты передавался исключительно по женской линии.

Приступы икоты появлялись у девочек уже в детском возрасте.

В силу чего они не могли заниматься крестьянским трудом, не могли обходиться без посторонней помощи, не выходили замуж.

Они оставались при родительском доме, где сначала о них заботились родители, а затем те из родственников, к кому переходил дом по наследству.

Наряду с икотой получали в дар очень чувствительную внутреннюю природу, при развитии они могли воздействовать на людей и животных.

Окружающие об этом даре знали и всячески помогали в его развитии.

Достигнув взрослого возраста, они начинали диагностировать и лечить людей от заболеваний, связанных с нервными потрясениями, депрессиями, снимать испуг с детей.

Успокаивающе воздействовали на животных, снимали порчу, возвращали молоко и т. д.

Икотницы разделялись по силе воздействия на окружающих.

Наиболее «сильные» могли обнаружить украденную вещь и назвать вора. Также определить местонахождение потерявшегося или украденного животного.

Этот род икотниц являлся составной частью крестьянского мира и занимал в нём видное место.

Коллективизация и последующая нечеловеческая эксплуатация крестьянского труда сделала их выживание в новых условиях невозможным.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА.

Вот случай, который произошел с моей мамой Зоей Ивановной, когда ей было около пяти лет.

Она проживала в доме родителей своего отца (ее воспитывали дед и бабушка) в деревне Комаровская (около двух километров от райцентра Верхняя Тойма).

В 1920 году дед Матвей купил ей кожаные ботинки фабричного производства. Только что закончилась гражданская война, страна находилась в разрухе.

И такие вещи были тогда редкостью. И она эти ботинки спрятала, а куда — забыла. Их долго искали всей семьей, но не нашли.

Тогда дед запряг телегу и поехал за десять верст к известной в ту пору икотнице в одну из пинежских деревень. Из этой деревни была взята жена деда, и та икотница приходилась ей близкой родственницей. Вернулись они на следующий день и по этому поводу устроили праздничный обед.

Поскольку событие было неординарное, мать его запомнила.

Икотница была худая женщина в возрасте, сначала поговорила с ней, а затем немножко поиграла. И, как бы в продолжение игры взяла ее руку и стала водить по комнатам, даже спустилась в подполье… на повети (место для хранения сена над скотным двором) они остановились у копны сена.

Как же икотница почувствовала, что именно здесь и спрятала пятилетняя девочка новые ботинки, так и осталось загадкой.

Но именно здесь, под сеном, они и оказались!

Погостила икотница больше недели, и к ней очень хорошо отнеслись. З

атем щедро одарили: дали немного денег, ситцевый отрез на платье, два ситцевых платка (в то время ситец был в большом дефиците), домотканой льняной ткани, разных мелочей (иголок, ниток), продуктов чая, сахара, крупы… В общем, нагрузили целую телегу.

Это была скрытая форма поддержки, так как стоимость подарков превысила в несколько раз стоимость найденных ботинок.

И дед отвез икотницу обратно.

Никакого религиозного предубеждения в икотнице не было. Хотя в то время дед был в деревне церковным старостой, а по праздникам звонарем в церкви в Верхней Тойме.

В дальнейшем мать узнала, что икотница страдает от икоты с детства, и с возрастом продолжительность приступов усилилась.

Приступы продолжались от нескольких дней до полутора месяцев, начинались неожиданно, и какой-либо закономерности не было.

Икание с разной интенсивностью продолжалось днем и ночью. И, чтобы не причинять неудобства близким, она до конца приступа икоты уходила в баню и жила в ней.

В это время она почти не спала, не могла есть нормальную пищу и запивала икоту водой. Чтобы хоть как-то поддержать ее силы, для нее специально готовили суповые бульоны и жиденькие каши.

По окончании приступа она находилась в очень тяжелом, истощенном состоянии, и передвигалась с большим трудом. Реабилитация продолжалась несколько месяцев, причем первые две недели она лежала.

ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗАЯ.

Появление икоты на Севере связано с переселением во втором веке до нашей эры племен ананьинской культуры (ее носителей).

В период с VIII по III век до нашей эры эти племена проживали на средней Волге и участвовали в контролируемой скифами торговле северным мехом.

Во 2-м веке до нашей эры скифская держава распалась и в ходе начавшегося передвижения племен значительная часть ананьицев ушла в верховье реки Печоры.

В дальнейшем они через малонаселенную реку Пинегу вышли к Северной Двине, заняв место между реками Верхняя и Нижняя Тойма.

А крупные поселения местных жителей в южной части Северной Двины волжане обошли стороной.

Потепление климата в то время уже позволяло проживать на значительной части северных рек, чем и воспользовались новые переселенцы, постепенно переселившись по их среднему и нижнему течению.

С седьмого века Север попал под контроль западных славян, они дали название населению этой части Севера — чудь белоглазая.

Это были стройные, голубоглазые, светловолосые люди европейского типа. Под этим именем местные племена и оставались в истории.

НЕМЦЫ И ЧУДЬ.

Западные славяне все окружающие их племена делили на немцев и чудь.

Немцы (немые) — племена непонятные, враждебные славянам.

Немцами славяне называли многочисленные германские племена, которые общего названия не имели. Германцами из стали называть римляне, по названию одного из племен.

И только в средние века его стали использовать немецкие историки.

На русском Севере ненцами (искаженное «немцы») стали называться кочевые оленеводы, появившиеся в приполярной тундре в VIII веке.

Чудь (чужие) — не славянские племена, разной этнической принадлежности, входящие в славянский мир или от него зависимые. На Севере, кроме чуди белоглазой были еще и чухонцы. Чухонцами стали называть протофинские племена, которые в VII–VIII веке появились в верховьях рек Печоры и Пинеги, а затем просочились в леса между реками Северная Двина и Онега.

ГЕРОГРАФИЯ ИКОТЫ.

В X–XI веках началось русское заселение Севера, первоначально из Новгородского княжества. Новая волна по численности во много раз превосходила чудь белоглазую, которая быстро растворилась в ней, приняв русский язык и культуру.

В свою очередь, передав новым переселенцам предрасположенность к икоте. И дальнейшее распространение икоты связано с русским освоением Севера.

В настоящее время икота присутствует в Архангельской, Мурманской областях, Поморском побережье Белого моря, включенном в Карелию, Пермской области и Мордовии.

В Пермскую область икота попала также с Севера. С конца XVI века усилиями Сольвычегодских купцов Строгановых, организовавших военную экспедицию Ермака, Пермь стала форпостом освоения Сибири.

И первыми переселенцами стали выходцы из Русского Севера. Из мест, связанных с ананьинскими племенами, икота сохранилась только в Мордовии.

Мордва (эрзя, мокша) сейчас причисляется к финно-уграм, но вероятно, в ней дольше всех сохранились древние корни.

Пока (в VII веке) одна из протофинно-угорских не смешалась с ней. Среди других финно-угрских народов предрасположенность к икоте не наблюдалась.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле