Завтра в Архангельске −3°CСеверодвинске −3°CОнеге −3°CВельске −3°CМирном −3°CШенкурске −2°CЯренске −3°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 02.12.2019 22:12

Мраморно и вечно

01.12.2019 10:00
Рецензия на фильм «Грех» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Андрей Кончаловский

В главных ролях: Альберто Тестоне, Якоб Диль, Франческо Гаудиелло, Адриано Кьярамида, Джанлука Гуиди, Орсо Мария Гуэррини, Александра Дейнега

    В прокате с 14-го ноября


    Микеланджело Буонарроти — человек трудной судьбы и тяжелого характера. Корыстный, самовлюбленный, инфантильный мужчина, страдающий многочисленными маниакальными психозами — таким мы видим его в итальянском фильме Андрея Кончаловского «Грех».

    Ради лакомого заказа он готов пойти на предательство друга, а многократное нарушение договоренностей с заказчиками не кажется ему проблемой, если впереди маячит перспектива потешить эго или получить крупный гонорар.

    Солидные же пожертвования от меценатов герой не совестится растрачивать на личные нужды. И все же именно эта, казалось бы, малоприятная личность была награждена великим художественным даром, оспаривать который было бы по меньшей мере странно — кто не знает и не ценит Микеланджело?

    Италия времен Высокого Возрождения, оставившая после себя величайшие памятники мировой культуры, была местом утонченных, но суровых нравов.

    Как и большая часть Европы того времени, она стала ареной ожесточенного противоборства могущественных семейств, усугублявшегося отсутствием единого суверена, способного вполне в духе Гоббса остановить непрекращающуюся войну всех против всех.

    В жернова этой макиавеллианской возни сильных мира сего, когда-то воспетых Якобом Буркхардтом, попадает Микеланджело, вынужденный одновременно выполнять заказы для двух влиятельных родов: Медичи и делла Ровере. Оба семейства ценят Микеланджело и хотят заполучить его себе также сильно, как и ненавидят друг друга.

    Вынужденному лавировать между хотя и реальными, но не менее опасными Сциллой и Харибдой, художнику приходится растрачивать все силы на политические интриги. Надо быть на чеку, ведь у стен повсюду есть уши, в любой тени то и дело, а таится вооруженный клинком либо ядом душегуб, друг может в одночасье оказаться врагом, а навлечь на себя гнев великих домов до смешного просто.

    В такой обстановке времени на искусство почти не остается. Да и само искусство на поверку оказывается занятием приземленным. Оно требует не только таланта и кропотливой работы, но и, например, решения логистических задач.

    С одной из таких Микеланджело сталкивается, когда пытается доставить в Рим приглянувшийся ему кусок мрамора, прозванный «Монстром» за свои непомерные размеры. Амбициозная идея героя превращается в полулегендарное событие для жителей окрестного городка.

    Но все же среди этой приземлённой материи жизни, находится место и для высокой культуры, проглядывающей то тут, то там: в проскочившей ненароком цитате из Бокаччо, запыленной и еще одетой в строительные леса Сикстинской капелле, или запойном ночном чтении Данте. Последний играет в картине и жизни Микеланджело не последнюю роль.

    Великий итальянский классик — кумир героя, а его строки — напоминание о том, что искусство, как мы знаем еще со времен греков, есть выражение божественного начала. А потому истинный творец — еще и пророк, способный глядеть дальше и зорче, куда-то туда — в платонические дали.

    К слову, Данте также не обошли стороной политические интриги. Во времена своей молодости он примкнул к гвельфам, политической группировке, выступавшей за независимость Италии от власти императора Священной Римской Империи и враждовавшей с фракцией гибеллинов; а когда «черные» гвельфы — радикальная партия внутри движения — устроила государственный переворот и захватили Флоренцию, был изгнан из города и заочно приговорен к сожжению, проведя всю оставшуюся жизнь в скитаниях.

    Видимо, великое искусство, каким бы прекрасным оно не было, идет рука об руку с жестокостью и подлостью, тихо торжествующими во все времена. Жизнь Микеланджело, запечатленная в картине, — симптоматичный пример того, как возвышенная культура не просто соседствует с интриганством, предательством и насилием, но и напрямую зависит от него — всегда стоит помнить, что великие произведения древности были бы невозможны без крупных состояний, приобретенных при помощи хитрости, нещадной эксплуатации и насилия.

    Замечательная ирония заключается в том, что фильм, рассказывающий о том, как искусство создается совместными усилиями капризных самовлюблённых эгоистов и жестокосердных тиранов, была профинансирована Алишером Усмановым — олигархом, вышедшим из семьи советской номенклатуры и нажившем свое состояние во времена «лихих 90-х».

    Оттого забавно, как история создания фильма служит своеобразным метакомментарием к разворачивающейся в нем истории — искусство требует жертв, а стоят за ним зачастую малоприятные люди. И хотя идея рождения искусства из суровой правды жизни не нова, как и ее исполнение — на выходе получился этакий «Андрей Рублев» в тонах «Декамерона» — «Грех» обладает одним крайне важным достоинством.

    В эпоху, когда нелицеприятная изнанка производственного процесса выставлена на показ и наблюдать ее можно на примере многочисленных коррупционных скандалах в Фонде Кино или же имени скандального олигарха, красующегося на афише с помпезной припиской «Генеральный продюсер»; просмотр фильма может оказать терапевтический эффект — как бы успокоить зрителя, напомнив: «Это не мы больные, просто так было всегда».


    Ася Спиридонова.

    16+

    Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

    Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
    Реклама
    Реклама
    Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

    Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

    Экспорт в RSSМобильная версия

    Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

    По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

    Агентство Братьев Мухоморовых

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

    Форма распространения: сетевое издание.

    Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

    Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

    Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

    Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

    На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

    Эхо Севера

    Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
    Яндекс.Метрика
    Сделано в Артиле