Весь остров ‑ одно государство, одна страна, одна земля, два древнейших и великих народа — тамилы и сингалы.
Отец большинства языков планеты Земля, санскрит, начинался здесь же: сингальская письменность — почти копия санскрита. Санскрит и дал название этой чудной стране — Шри-Ланка — Благословенная мать Земля.
Цейлон. Шри-Ланка…
Кроме чая, горы Сигирия, пляжей и древних заброшенных городов Полонарува и Анураднапура, остров Цейлон примечателен пиком Адама.
Это европейское название дали португальцы, а настояли на нем мусульмане.
По их повериям, Адам впервые ступил на землю именно здесь.
Христиане верят, что здесь оставил свой след святой Томас, христианский апостол, проповедовавший в южной Индии. Индуисты утверждают, что имеющийся на вершине горы отпечаток принадлежит Шиве, и называют гору Шриван Адипатам («космический танец Шивы»).
Буддисты называют гору Шри-Пада («священный след»), считая, что сам Гаутама Будда посетил это место.
На Шри-Ланке исповедуют традиционный буддизм, не ламаисткого толка.
Отсюда поклонения всему, к чему прикасался Будда во время всех своих трех путешествий на Цейлон.
На Шри-Ланке имеется самое древнее в мире дерево, которое посадил сам Будда (близ города Полонарува), зуб Будды в знаменитом Канди и стопа Будды на том самом пике.
Будда оставил этот след во время третьего пришествия на Цейлон.
Этот след — последнее, что оставил Будда на Целлоне. Он оставил его и исчез, чтоб все верующее в него человечество могло прийти и поклониться ему.
Именно с тех пор каждую Full moon (полную Луну) толпы азиатов из всех стран, исповедующих традиционный буддизм (Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма, Камбоджа), стремятся сюда.
До 50-и тысяч человек взбираются в одну ночь, на одну гору, по одной лестнице, в один храм, к одному месту, где под толстым ковром из цветков лотоса спрятана ступня Будды.
Именно в такую ночь полной Луны, ещё не ведая о толпах веселых и приветливых азиатов, ваш покорный слуга в сопровождении друзей, среди которых 1 сотрудник газеты, 1 эстонка и отправился на паломничество к Великой горе.
Дорога к Шри-Пада занимает на машине часа четыре.
За это время вы увидите весь мир: от тропического побережья до джунглей и красот высокогорных озер и водопадов (словно вы в Швейцарии).
К горе мы приехали уже ближе к полуночи. Мне и раньше говорили, что знаменитую «Лестницу в небо» Лед Зеппелин писал под впечатлением именно этого восхождения.
Представьте: чернота неба, и в этой черноте — узкая светящаяся дорожка, извилисто ведущая прямо в небеса. На высоту 2224 метра.
Начало было веселым: ступени широкие, невысокие, кругом музыка, пьянящий запах карри, бальзамы, легкий сладковатый «маячок», чай и безалкогольное индийское имбирное пиво «Джинджер» (обжигает горло).
Постепенно ступени стали более крутыми, ноги заметно окаменели, появилась одышка.
Но надо было спешить, потому, несмотря на пот, капающий градом, и тяжесть в ногах, мы шли, шли и шли.
Зачем спешить?
Чтобы увидеть чудесный восход: ибо именно на восходе солнца можно стать свидетелями чудеснейшего явления, вызывающего восторг и благоговение.
В призрачном тумане тень горы опоясывается радужным сиянием, и необычные миражи возникают над знаменитым «следом».
Постепенно лестница становилась все уже и уже (напомню, что в такие ночи сюда восходят одновременно до 50‑и тысяч буддистов).
Людская река с непонятным упорством стремилась вверх. Начали встречаться европейцы, уныло бредущие вниз (они не выдержали первых трудностей подъема). Забегая вперед, скажу — мы оказались единственными европейцами, дошедшими до верха.
Постепенно лестница стала настолько узкой, что по ней могла протиснуться лишь пара человек. Живая река остановилась, словно лед в половодье наткнулся на мель.
Возник людской затор длиной 1500 метров, и длилось это все часов восемь.
Каждая льдинка в потоке вертелась, клокотала и стремилась вверх, но давки не было — люди терпеливо ждали.
Ждали долго, чтобы сделать шажок, еще один, еще. Скорость движения упала до нескольких ступеней в полчаса.
Вот тут я познал, что такое дикая, веселая Азия. Милая, прелестная, разная, нелепая и такая добрая Азия.
Ступенью ниже постоянно кричал рэп на сингальском сингальский рэппер, ему в ритм подцокивал молодой тамил.
Очаровательная парочка тайцев танцевала и мило обнималась.
Просто высокогорная этнодискотека.
Все, буквально все вокруг, кричали кричалки, пели, танцевали.
Одеты — кто во что горазд, и только шапки, которые продаются на подходе к горе, выдавали единомышленников.
Все терпеливо исполняли этот непостижимый паломнический обряд — восхождение на Шри-Пада.
А вокруг!.. Медлительность восхождения дала возможность любоваться красотами, ибо солнце уже взошло, и в лучах поднимающегося светила мы прошли облака и увидели весь Цейлон сверху: безумные красоты гор, рек, водопадов и озер с плывущими под нами облаками. Это было словно «из огня — в лед».
Температура резко падала, становилось холодно (а мы распаренные).
На вершине горы было +5 С.
Вдобавок, когда мы дошли до храма на вершине, пришлось снять обувь (а плиты-то гранитные — холодные). Концовка паломничества оказалась быстрой: динь-динь в колокольчик, три поклона ступне Будды — и вниз, скорее вниз.
Спускаться, замечу, оказалось ещё труднее, чем подниматься (сезон дождей — ступени скользкие). Зато как приятно было смотреть в лица тех, кто поднимался!
Почему-то подумалось, что это и есть настоящее паломничество: самое страшное было выдержать не боль в ногах, не холод, а стояние по полчаса на одной ступени: свернуть и вернуться назад (а ведь обратный путь был свободен) — перестать уважать себя.
Когда паломничество закончилось, мы не могли ни есть, ни пить.
А, самое главное, мы молчали и только вздыхали: что это было?!
Второй раз в жизни на такое не отважиться.
В эту безумную ночь мы увидели настоящую, дикую, счастливую, непостижимую и такую красивую Азию.
Илья Азовский. Он же на фото на вершине горы.
P.S.
Данное восхождение совершалось в 2005-м году, когда ещё не было квадракоптеров и прочих примочек, потому кадры Шри Пады на фоне гор сделать было никак нельзя. Поэтому полюбуйтесь
фото euroaming.com
ku-ku-travel.ru