Завтра в Архангельске0°CСеверодвинске−2°CОнеге−3°CВельске−1°CМирном−1°CШенкурске−1°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 08:25

Ведьмак не выбирает вовсе

26.01.2020 09:50
Рецензия на сериал «Ведьмак» от нашего культурного смотрителя.

Режиссеры: Алик Сахаров, Шарлотта Бандсторм, Алекс Гарсиа Лопес, Марк Йобст

В ролях: Генри Кавилл, Фрейя Аллан, Аня Чалотра, Мими Дивени, Имон Фэррен, МайАнна Бёринг, Уилсон Раджу-Пухальте, Адам Леви

В прокате с 20-го декабря 2019-го


Наверное, данная рецензия покажется неактуальной, поскольку обсуждаемый сериал вышел больше месяца назад, но мы считаем, что сейчас — самое время.

Все споры улеглись, противники и защитники укрепились в своих мнениях и еще одно сейчас будет выглядеть ярче. Да и в кинотеатрах не идет ничего приличного, а про качество фильма «Вторжение» умный читатель и так все поймет сам.

Выпустив сериал по вселенной Ведьмака, «Нетфликс» в очередной раз напомнил всей индустрии, за кем будущее. На продолжительное время сериал «Ведьмак» стал самым обсуждаемым событием в мировой культуре, количество купленных подписок только ради него вновь побило рекорды, а серьезные киностудии вновь, похоже, снова остались позади прогресса.

Отчасти, даже приятно, что Россия в этой ситуации снова оказалась сильнее любого из капитализмов. Пока весь мир ругался на падающие сервера «Нетфликса» в день премьеры, российский зритель самозабвенно качал все серии в лучшем качестве и с профессиональным дубляжом абсолютно бесплатно. Сериал был доступен россиянам для скачивания целиком уже через час после официальной премьеры.

Заметим, что так делать не стоит. Как минимум, хорошие проекты достойны поддержки рублем, а еще «Нетфликс» может «обидеться» на российский рынок и, в перспективе, уйти с него. В худшем случае пострадают и пираты, и честные зрители. С другой стороны, даже в самой пиратской стране люди все больше начинают ценить удобство стриминговых сервисов и количество платных подписок увеличилось даже в России.

Еще один бесспорный плюс в подаче материала — это максимальная возможность выбора. В день премьеры выложили сразу все 8 серий, в оригинальной озвучке, с профессиональным дубляжом и с субтитрами. Каждый мог выбрать: посмотреть все «запоем» или растянуть на месяц, наслаждаться реальной интонацией актеров или смотреть на чистом русском. Самое главное — не надо ничего ждать, никакого расписания и полная свобода. За таким подходом будущее попкультуры.

Если вы не знаете, кто такой Геральт из Ривии, откуда у малоизвестной франшизы столько поклонников и такая крепкая фанбаза, то не стоит сразу преступать к просмотру сериала, сначала лучше почитать хотя бы Википедию или поиграть в игры. Сериал «Ведьмак» снимался именно для поклонников вселенной и человек со стороны просто сломает голову, попытавшись во всем разобраться, посмотрев один только сериал.

Вкратце поясним, что данная вселенная базируется на серии романов польского писателя-фантаста Анжея Сапковского, но настоящая популярность пришла к «Ведьмаку» только после создания компьютерных игр с одноименным названием. Если быть точным, то своим успехом мир Ведьмака обязан третьей части игры.

Автор рецензии же книжек про Ведьмака не читал. Половина первой части дала понять, что лучше потратить свое время на что-то поинтересней. До той же «Песни Льда и Пламени» Мартина Сапковский не дотягивает даже рядом. Да и в целом чтение фентези — сомнительное занятие, но это уже дело вкуса. Любители жанра зачитывались тем и другим, и с радостью приняли «Ведьмака» на пьедестал достойной фантастики.

Зато игры были пройдены в полном объеме. И, к счастью, рядом были фанаты серии, которые помогли построить образ книжного Геральта перед написанием отзыва.

По какой-то причине, создатели сериала сразу заявили, что ориентируются на небольшую, но крепкую группу самых ярых фанатов. Мол, их Ведьмак будет именно книжным и никакого отношения к играм иметь не собирается. Идея была принята хорошо и градус ожидания вырос резко и сильно.

А потом … в сети появился трейлер.

Те самые фанаты, на которых так рассчитывали создатели, буквально взвыли, увидев перекаченного огромного Генри Кавилла в роли Геральта, который, что в играх, что в книгах был сухим, пластичным и явно не напоминал гору мяса с седым париком.

Именно начальное позиционирование стало краеугольным камнем в восприятии сериала. Если создатели собирались порадовать самых преданных фанатов, то зачем было НАСТОЛЬКО сильно разрушать их ожидания, давая образ персонажа, к которому еще нужно будет долго привыкать и мириться с тем, что Геральт теперь огромный бодибилдер?

Вероятнее всего, Генри Кавилл воспринимал этот проект, как второстепенный и не собирался выходить из формы Супермена, которого играл параллельно, а студия не смогла надавить на актера первого эшелона. В итоге проиграли все: последний фильм с участием Супермена, мягко говоря, вышел не ахти, а фанаты «Ведьмака» получили того же Супермена, но в седом парике.

Забегая вперед, Кавилл со своей ролью справился довольно хорошо и, забыв про собственные ожидания, довольно легко привыкнуть к новому Геральту.

И весь сериал получился примерно таким же. Его мотает от «очень плохо», до «замечательно», но в середине остается что-то неопределенное, вызывающее смешенные чувства.

Пойдем по порядку и остановимся на очевидных минусах.

Первый и главный — кастинг.

Эта тема взбудоражила абсолютное большинство зрителей. С одной стороны, глупо спорить, что призывы к толерантности и мультикультурализм в кино — это благое дело. С другой, когда нет никакой меры, правильные ценности смотрятся нелепо и комично.

«Ведьмак» — это, безусловно, фентези в сеттинге Восточной Европы 15-го-16-го веков. Одно название города Новиград говорит о многом. Нильфгаард — очевидная аллюзия на Священную Римскую империю, Тимерия — явно Франция (одна гербовая лилия чего стоит), острова Скеллиге — Скандинавия, а островитяне слишком уж напоминают викингов. Редания слишком уж напоминает родную для Сапковского Польшу. Новиград — понятно.

Наверное, большинство представило, что население этих территорий относится, примерно, к одной этнической группе. А теперь, представьте себе стандартного эльфа. После этого спешим сообщить, что все представленное вами сильно отстает от современной повестки и вы, скорее всего, расист.

Темнокожие эльфы, колдуньи родом с Кавказа в северных королевствах, королева дриад почему-то тоже имеет африканские корни (дриады — особая раса, живущая закрытыми группами в глухих лесах. Да и странно, что темный цвет кожи только у одной из них). Нильфгаардцы же пришли с Юга и, по очевидной логике, должны быть похожи на Мавров или, как минимум, на арабов. В сериале кожа нильфов не просто белая, она какая-то неестественно бледная.

И все бы ничего. По сути, такой кастинг вряд ли можно назвать плохим, да и вряд ли у адекватного человека повернется язык сказать, что он не хочет видеть черных только потому что они черные.

Дело в том, что во-первых: во вселенной Ведьмака уже есть раса, внешне напоминающая северных африканцев и, по словам знатоков, в книгу они вписаны логично и разбавляют общую палитру.

Во-вторых: ксенофобия в мире Сапковского играет огромную роль и без нее «Ведьмак» — не «Ведьмак». Это на планете Земля из разумных есть только люди и одни угнетают других из-за цвета кожи и прочих внешних отличий. В Неверленде же есть люди, эльфы, дриады, краснолюды, гномы, низушки, вампиры и целый бестиарий различных монстров.

Все угнетают всех: краснолюдов за низкорослость, эльфы вообще выполняют роль кого-то вроде евреев в Германии 30-х, низушков пинает каждый первый, просто потому, что может, а люди, хоть и доминирующая раса, но для одних они слабаки, а для других неотесанные болваны, мало того, что смертные. Так ли нужен в этом мире дискурс сильных женщин и права людей с разным цветом кожи.

Не важно, какого цвета у тебя кожа и направление гендера. Ты, хотя бы, не эльф-попрошайка или не карлик-варвар, прав уже более, чем достаточно. Да и о каких общечеловеческих правах может идти речь в условном средневековье?

Понятно, почему расовая история возбудила поборников канона больше всего, но, по большому счету, это условности и с ними можно мириться. Можно смириться и с армянской внешностью колдуньи Трисс Меригольд, хотя наличие самого персонажа не совсем понятно. На сюжет сериала она влияет не то, чтобы очень, актриса играет примерно так же. В книгах Трисс присутствовала буквально на 3-4-х страницах и была третьестепенным персонажем, а в играх же ей отвели одну из ключевых ролей.

Сериал снова пошел по пути «и нашим, и вашим», вроде и добавил Трисс в сюжет (у персонажа из игры действительно огромная база фанатов), а вроде и оставили бесполезной для повествования без шанса на дальнейшее появление. Недовольны остались все.

Йенифер — главную любовь Геральта — зачем-то снабдили предысторией, которой в книгах не было. На самом деле, понятно зачем, но тему сильных женщин в кино мы трогать не будем. В отличие от Трисс этому персонажу можно сопереживать, но актриса этому совсем не способствует. Там, где от нее требуют сильных эмоций, Аня Чалотра переигрывает, а в остальных сценах очень натурально изображает дерево. Ну и Йенефер из сериала также не похожа ни на книжную версию себя, ни на игровую. Вместо властной, расчетливой и беспринципной бессмертной колдуньи, получилась стандартная история про выбор между «светом» и «тьмой», где добро в конце победит.

Второй существенный минус — хронология повествования.

Если не читать книги, то решительно непонятно, как сопоставить истории Цири, Йенифер и Геральта. Разобраться в таймлайне с первого раза получилось далеко не у всех. В первой серии одновременно показывают финал первой части истории, ее начало и приквел. Дальше только хуже.

Сценаристы никак не помогают зрителю понять, что линия Цири происходит в реальном времени, линия Геральта за 15-20 лет до, а Йенифер вообще родилась за сотни лет до осады из первого эпизода. Разбираться приходится самим.

Также в каждой серии стараются продолжить каждый из сюжетов, не концентрируясь на конкретной истории. Из-за этого, все ощущается несколько скомканым. Вас раздражали перемещения на пол карты в последнем сезоне «Игры Престолов»? В «Ведьмаке» каждый из персонажей движется по континенту с чудовищной скоростью. Нет ощущения тяжкого пути, как у Фродо с Сэмом.

Третий минус — графика.

«Ведьмак» ну никак не соответствует заявленному бюджету. Так нарисовать дракона в 2019-м — это какой-то позор. Похоже, что большая часть денег ушла на гонорар Генри Кавеллу.

Четвертый минус — слишком много экспозиции.

Историю и правила мира «Ведьмака» слишком часто проговаривают сами персонажи. Зритель верит на слово тому, что ведьмаков презирают простые люди, хотя они и избавляют деревни от монстров. Вскольз говорят, что эльфы вынуждены жить по помойкам и партизанить в лесах, но раньше были кем-то вроде высших эльфов из «Властелина Колец». Про волшебников тоже только рассказывают.

Как будто, авторы торопились куда-то. Хотелось бы видеть такие детали мира на экране, а не додумывать самому. Например, третья часть компьютерной игры отлично визуализирует подобные мелочи, часто без слов. Такие моменты не обязательно должны обращать на себя внимание, но именно увидеть их бывает приятно, а погружение в атмосферу глубже.

Впрочем, с атмосферой у «Ведьмака» все в порядке, что является несомненным плюсом.

Ко второй серии кастинг уже не так бросается в глаза, истории хоть и не вяжутся друг с другом, но каждая все равно интересная. Забыв про это, понимаешь, что на экране действительно тот самый Ведьмак.

Геральт отпускает колкости, циничен, соблазнит любую женщину, терпеть не может светское общество и «не участвует в политике». Перед боем он пьет ведьмачьи элексиры и поблескивает кошачьими глазами. Все по канону и это хорошо.

Самое главное — Ведьмак не бессмертный. Он превосходит обычного человека во всем, но яд обычного гуля для него также смертелен, а стрыга — очень серьезный противник. Главный герой получает раны и травмы, сомневается и ничто человеческое ему не чуждо. То есть, зритель понимает, что Геральт выживет, но сопереживет и боится за него перед каждой схваткой, вспоминая, как раз за разом погибал сам, управляя протагонистом в играх.

Цири — второй ключевой персонаж, также отлично прописан и полностью соответствует ожиданиям. Фрейа Аллан — лучшая актриса из всего состава. В свои 18 лет ей удалось вжиться в роль 12-летней девочки и ее страх не смотрится наиграно. Цирилла, пожалуй, единственный персонаж, которому получается верить на 100%, забыв, что все здесь актеры и это постановка.

За политическими играми действительно интересно наблюдать.

В сериале, как и в оригинале, нет классической борьбы добра со злом. Есть война между феодальными государствами. Правители, которые вроде бы выступают на светлой стороне, при ближайшем рассмотрении оказываются мракобесами и чистолюбцами, а «злой» Нильфгаард развивает науку и экономику, пусть и не особо считается с жизнями. Остальные фракции отправляют своих солдат на смерть ничуть не меньше.

Пусть авторы и открещиваются от связи с играми, но для этой части аудитории, все-таки, сделали несколько приятных подарков. Пара серий, где внимание уделено Геральту — натурально квест из РПГ. Простенькое задание постепенно превращается в приключение, в конце которого обязательно будет «босс». Эпизод со стрыгой — один из лучших во всем сериале.

В итоге «Ведьмак» получился, мягко говоря, неоднозначным. Взаимоотношения между главными героями прописаны скудновато, допущены дикие расхождения с каноном и ожиданиями фанатов в деталях и поллиткоректность для галочки записали половину аудитории в резкие противники.

Собственно, сам Ведьмак и все, что с ним связано вышли, как надо и это сложно отрицать. Батальные сцены, фехтование, комичные моменты и Лютик не могут не радовать глаз, да и история рассказана интересно, пусть и дергано.

У сериала слишком большой порог вхождения для новичков во вселенной, а для фанатов он слишком не похож на то, что они полюбили. Тем не менее, если знать хоть что-то о вселенной и не быть откровенным ксенофобом, то «Ведьмак» станет отличным досугом на недельку-другую.

В целом, это больше положительное событие: зрители еще до выхода наделали кучу забавных мемов, продажи игры снова подскочили (а 3-я часть, пока, лучшее, что выходило по «Ведьмаку»), во вселенную пришло огромное количество новых людей, а это значит, что мир, созданный Сапковским и «CD Projekt RED» будет развиваться и дальше.

Впрочем, не так важно, понравился сериал или нет. Есть нечто большее, способное объединить всех и это …

«Ведьмакууу заплатите чеканной монееетой…»


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле