Завтра в Архангельске +8°CСеверодвинске +7°CОнеге +9°CВельске +8°CМирном +8°CШенкурске +9°CЯренске +8°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, среда, 13.05.2020 16:01

Война за кадром

02.02.2020 13:31
Рецензия на фильм «1917» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Сэм Мендес

В ролях: Дин-Чарльз Чэпман, Джордж МакКей, Дэниэл Мейс, Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч

Премьера: 30 января 2020 года

Младшим капралам Скофилду и Блэйку дали срочное и очень важное задание — нужно доставить приказ на передовую, чтобы отменить готовящееся наступление. Дело в том, что связь с теми частями потеряна, и они не знают, что отступление немцев — ловушка. Капралам надо незаметно пересечь вражескую территорию и сделать это очень быстро, иначе тысячи британских солдат погибнут, в том числе старший брат Блэйка.

Следующие два часа солдаты будут бегать, ползать, стрелять и бегать ещё: «1917» — военный аттракцион, чьё содержание напрямую продиктовано формой. Оскар стоит выдать одной только камере Роджера Дикинса, снимающей весь фильм как бы одним — ну или, если быть совсем честным, двумя — кадрами (все склейки здесь аккуратно спрятаны, кроме одной ровно посередине).

Это, по сути, фильм-погоня, где противником выступает само время, а необходимые моменты передышек напоминают скорее игровые чекпоинты: остановились, поговорили, посмотрели кат-сцену с падающим самолётом и побежали дальше.

Из-за этого фильм интереснее рассматривать технически («опа, здесь герои обходят толпу, чтобы камера смогла обогнать их», «а тут они заходят в тёмное помещение, чтобы спрятать склейку»), чем как-либо вовлекаться в него эмоционально — за исключением нескольких ударных, абсолютно гениальных сцен, где пульс картины таки входит в резонанс со зрителем.

«1917» — фильм-конструктор, который этого совершенно не стесняется: все его сценарные биты, расположение активных сцен и пауз, моментов подъёма и упадка распределены чётко, механически.

Даже понятие «актанта» — героя в произведении, пересекающего некую «черту» и тем самым запускающего главный конфликт, — здесь осмыслено буквально. Скофилд и Блэйк действительно физически пересекают «черту» линии фронта.

Для режиссёра такой оголтелый формализм — явный выход из зоны комфорта, и оттого особенно удивительно, как уверенно он себя чувствует внутри этой формы. Ведь Мендес не из тех авторов, кого можно беспрекословно назвать визионером: несмотря на стилистические заигрывания «Проклятого пути» или яркую бомбастику «Скайфолла», Мендес чаще выступает поэтом быта, рассказчиком историй о том, как люди безуспешно пытаются сбежать от скучной жизни американских окраин («Красота по-американски», «Дорога перемен») или, допустим, армейских баз («Морпехи»).

Жизнь Скофилда и Блэйка — какая угодно, но не скучная: вокруг них рвутся снаряды, их засыпает гниющими трупами врагов и товарищей. У них банально нет времени на интроспекцию и пустые страдания — их путь целиком пролегает во внешнем, в физическом. Что тоже, надо сказать, несвойственно кинематографическому языку Мендеса — режиссёра очень «актёрского», любящего ставить в центр сюжета сильные личности и сложные переживания.

«1917» намеренно личностей избегает. Главные герои в нём — люди, чьи характеры низведены до безусловных инстинктов, реакций на внешние раздражители в виде вечной грязи, копоти, дерьма и огромных траншейных крыс. Такая военная версия «Выжившего», похожим образом работающая с эстетикой гнойных ран и прилипшей к лицам хтони, только вместо ночлега в трупе лошади здесь рука с открытым порезом, которую случайно опускают внутрь мёртвого солдата.

Впрочем, кое-что от привычного Мендеса здесь есть. Как и в большинстве своих картин, режиссёр настойчиво встраивает яркие поэтические образы — вспомните пакет из «Красоты по-американски» или обмазанную нефтью лошадь в «Морпехах».

В «1917» моментов внезапной кинематографической лирики даже больше, чем обычно у Сэма, — как будто так он компенсирует слишком материальную суть своей новой работы. Падающие на трупы лепестки, горящие города и грустные песни под кронами деревьев: резкие всполохи метафизики посреди чистой биофизики.

Вполне ясно, почему кого-то такой подход может раздражать: да, это банально, просто, претенциозно, вставьте любое другое слово с негативной коннотацией. Но в контексте этого конкретного фильма и этой конкретной режиссёрской задачи решение Мендеса на самом деле очень точное — никак иначе связать внешнее и внутреннее в фильме с настолько выдающейся формой не получилось бы.

Кого-то, впрочем, может раздражать уже сам факт фильма-конструктора как произведения якобы бездушного: да, Андре Базену вряд ли бы понравился «1917», но не всем нам надо быть отчаянными его последователями, и не всем режиссёрам стоит стремиться к Тарковскому. Механическая суть «1917» — очевидно, выбор намеренный, а внутри выбранной формы фильм почти безукоризнен.

Также к минусам стоит отнести позиционирование фильма. Бенедикт Камбербетч висел на всех постерах, но в фильме его персонаж дай бог 2 минуты на экране. Да и само название совсем не подходит для истории одного капрала. 17-й год — это кровопролитнейшие сражения, наступление немцев и контрнаступления французов и британцев, только что отгремели Верден и Сомма. 1917-й — это нечто большее, чем перестрелки один на один. 

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле