Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−12°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 15:13

Запрещенное счастье

01.03.2020 12:00
Рецензия на фильм «Кролик Джоджо» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Тайка Вайтити

В ролях: Роман Гриффин Дэвис, Томасин МакКензи, Скарлетт Йоханссон, Тайка Вайтити, Сэм Рокуэлл

Премьера в РФ — никогда.


В этот раз речь снова пойдет о фильме, который россияне никак не смогут посмотреть легально, так как прокат оскароносного «Кролика Джоджо» в нашей стране запрещен. И данная тенденция уже не просто настораживает, а начинает натурально пугать.

Понятно, почему не покажут новый «Джей и Молчаливый Боб»: это кино для фанатов, аудитория маленькая и слишком рассеяна, да и вообще наркотики на каждом углу.

Запрет «Смерти Сталина» тоже можно понять, хоть уже и со скрипом: не умеет наша власть и народ смеяться над неоднозначными страницами родной истории. Пусть фильм, объективно, вышел забавным, но для большинства российских зрителей он стал бы больше провокацией, чем комедией.

Но теперь «они пришли» за «Кроликом Джоджо». И тут уже стало действительно не по себе.

Коротко о сюжете:

Повествование ведется от лица маленького мальчика, которому не повезло родиться в нацистской Германии и лучшие годы его детства пришлись на начало Второй мировой. Само собой, он с ранних лет обучается в гитлерюгенде, впитывая всю пропаганду того режима.

Естественно, при таком раскладе, у ребенка не может быть героев, кроме бравых немецких солдат (в контексте фильма) и лично фюрера. Бурная детская фантазия даже родила мальчику воображаемого друга в виде Адольфа Гитлера, с которым он ведет беседы, спрашивает совета и делится проблемами десятилетнего ребенка.

Самое главное, что этот фильм по-настоящему детский, по-настоящему смешной и трогательный настолько, что даже взрослый не сможет сдержать улыбки умиления.

Разве не умилительно наблюдать за тем, как взрослый Гитлер, которого мы справедливо привыкли видеть воплощением зла, бегает с ребенком по лесу в забавных шортиках, говорит о том, как понравиться девочке и боится вместе с мальчиком, что их отругает мама?

Режиссеру удалось донести, что самые страшные идеи в глазах ребенка — не более, чем игра. Стоит пропустить образ Гитлера через искреннее и доброе сознание обычного третьеклассника, как весь его напускной пафос вмиг рушится, и зритель начинает смеяться над одним из самых страшных персонажей в современной истории.

Перед нами обычный мальчик, которого больше волнуют оценки в школе, прогулки с мамой и игры с друзьями, чем превосходство арийской расы. Да, ему интересно слушать истории про злых, рогатых евреев с козлиными ногами, но для 10-летнего это не более, чем сказки. Главная идея фильма состоит в том, что ни одна, самая людоедская идеология, не способна выбить из ребенка радость простым и правильным вещам.

Специально показано, как вся ксенофобия и милитаризм, вдалбливаемый с детства, улетучивается за минуту после столкновения с реальностью. Главный герой инстинктивно не может себя заставить ненавидеть приятную еврейскую девочку, потому что не понимает, за что, а все расистские теории не имеют никакого значения для ребенка, когда перед ним красивое создание.

При этом, взрослому зрителю постоянно намекают, что, вообще-то, вокруг творятся ужасные вещи. Гестаповцы хоть выглядят и ведут себя забавно, но это все еще гестапо. Сегодня дети весело метают гранаты и резвятся со штыками на природе, а через 5 лет возьмут в руки списанные винтовки и пойдут умирать, защищая Берлин, который нет смысла спасать.

Бывший фронтовик вермахта понимает весь абсурд нацистской идеологии, 14-летняя еврейка, конечно, понимает его еще сильнее и мама главного героя, чей муж ушел на фронт, делает все, чтобы не подчиняться этим ужасным правилам. Только воспитательница — идейная дама, но смотреть, как в ее голове уживаются несовместимые понятия — отдельное удовольствие.

Живя счастливым беззаботным детством, ребенок, естественно, обо всем этом не думает.

Смысл в том, что нацистами не рождаются.

И вот это вы-таки хотите запретить?

Довольно странно наблюдать за тем, как дети тех, кто, несмотря ни на что, на штыках вынес нацизм из большей части Европы, сейчас так боятся одного упоминания свастики.

Сейчас в стране, которая заплатила невероятную цену, но победила Гитлера и его союзников, Вторая мировая — чуть ли не запретная тема. Публично говорить о тех событиях можно только в одном контексте и ни в коем случае не упоминать, с кем мы, все-таки, сражались.

Почему-то есть мнение, что «неокрепшие» российские умы тут же поддадутся на доводы Гитлера или Муссолини, если хоть 5 минут послушают их, а свастику вообще стоит стереть из истории, как символ.

Автору статьи кажется, что запретительство работает как раз в обратную сторону. Неокрепшие умы тянутся ко всему запретному, а в интернете это найти невероятно просто. Далее ход мыслей такой: «это запрещают, значит что-то скрывают, значит он в чем-то прав». После чего идет поглощение информации в строго одобрительном ключе.

Запрет на открытое обсуждение идей данных личностей блокирует адекватную контрпозицию, кроме «Нацизм — плохо, Гитлер плохой, потому что хотел захватить мир». Никому в голову не приходит, что с 33-го года прошло 87 лет и сегодня те мысли звучат, мягко говоря, дико и с ними можно делать почти, что угодно без риска наплодить сторонников. И явно стоит почаще напоминать, что всерьез цитировать Майн Кампф в России 2020-го года — удел маргиналов и, простите, идиотов. 

А выход довольно простой: начать смеяться.

Еще Чарли Чаплин понял, что фюреры, дуче и пр. больше всего боятся показаться смешными. И «Великий диктатор» это наглядно доказал. Когда Чаплин начал его делать, все голливудские студии отказались с ним сотрудничать: побоялись злить Гитлера, не хотели поднимать эти темы в обществе (В 1940-м Америка еще пыталась сохранить нейтралитет).

Чаплин не знал о гетто, лагерях, зверствах, но он видел и понимал, что Адольф с очень серьезным лицом говорит отвратительные вещи и пора щелкнуть по носу зарвавшегося австрийца. В итоге хохотал весь мир, а Гитлер был просто взбешен.

В конце Чарли Чаплин выходит из образа и 5 минут говорит со зрителем, без единой шутки и ухмылки, абсолютно серьезно и этот контраст до сих пор производит потрясающий эффект.

Только комик, ставший серьезным, разрушил весь монументальный образ фюрера. Смех победил.

Сегодня все куда спокойней, чем в начале века, и пока мы можем позволить себе просто смеяться над глупостью, которая хочет казаться очень важной. 

«Кролик Джоджо» отлично с этим справляется. Помимо вышеописанного, он снят в очень ярких тонах. Представляя военный Берлин, вы явно не сразу подумаете о залитых солнцем улочках, улыбчивых бакалейщиках и веселящихся детях. Гитлер он где-то там, еле слышно кричит из рупоров, да грузовики, полные раненых солдат, немного рушат атмосферу.

Отметим, что этот фильм — именно манифест. Тайка Вайтити не просто срежиссировал картину, но и написал сценарий и прекрасно сыграл одну из главных ролей -, собственно, самого воображаемого Гитлера.

Наблюдать за дуэтом главных актеров крайне приятно. Лишний раз убеждаешься, что дети умеют играть серьезные роли в важном кино. Видимо, 13-летний Роман Гриффин Девис действительно получал удовольствие на съемочной площадке и мы видим на экране по-настоящему счастливого ребенка.

Многие критикуют картину за нестройность повествования. За одну сцену тон истории кидает от абсолютной радости до жуткой обиды.

Но эта бессистемность опять же идеально ложится на режиссерский метод, инфантильный и в то же время безысходно взрослый взгляд человека, у которого вся психология на поверхности. У мальчика ещё не успели сформироваться сложные понятия о плохом и хорошем, смешном и грустном, безвкусном и изящном. И потому всё свалено в кучу, всё сосуществует и пересекается в самых неожиданых пропорциях.

«Кролик Джоджо» — попытка режиссёра осмыслить страх не перед нацизмом как таковым, а перед его символами, давно потерявшими первоначальный смысл. И по Вайтити выходит, что бояться не стоит — ведь из любой свастики всегда можно сделать миленький домик, а внутреннего Гитлера с пинка послать к черту.


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле