Напомним, что в первой части было достаточно жестко — тему продиктовала мрачная окружающая действительность.
С первой частью стенограммы можно ознакомиться в материале «Всё это рок-н-ролл».
Вашему вниманию — вторая часть.
***
«Поморье»:
— Жители Маймаксы жалуются на улицу Победы.
Пешеходам приходится ходить по проезжей части, потому что слишком скользко, а машины объезжают лужи по обочинам.
Будет ли в юбилейный год Победы приведена в порядок улица Победы?
Игорь Годзиш:
— Маймаксанское шоссе и улица Победы, насколько помню, запланированы на 2021 год, в рамах программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Будет выполнен комплексный ремонт.
А сейчас — когда позволит погода — только ямочный. А тротуары почистим.
Напомню, улица Победы — вообще без ливневой канализации. Там подтапливает каждую весну.
— А в 2021 году ливневую канализацию сделают?
— Нет. По проекту не допускаются строительные работы.
Таковы условия проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Но можно перед началом работ обратиться к ресурсникам, чтобы сделали все необходимое перед началом работ.
Дорожники сами задают такие вопросы, ведь ремонтировать дорогу без ливневой канализации — это сокращать срок ее службы.
Но по проекту возможен только ремонт, но не строительство. И приходится прибегать к разным ухищрениям.
Пример: в прошлом году мы делали улицу Ленина. Там с одной стороны есть бордюрный камень, а с другой стороны нет.
И в эту сторону обеспечивается сток воды.
Максим Волов, «Эхо СЕВЕРА»:
— Другая проблема, возникающая каждую весну (помимо разбитых дорог и грязи) - собачьи какашки. Я сам собачник, и гуляя по набережной, сталкиваюсь с такой ситуацией: некуда выбросить пакет! Приходится идти сто-двести метров до ближайшей урны.
В связи с этим вопросы: появятся ли в городе нормальные урны для собачьих испражнений и появится ли парк для выгула собак?
Игорь Годзиш:
— Собачники просили пока не о парке, а о площадке для тренировки собак.
Департамент городского хозяйства разработал предложения по размещению таких площадок в городе, мы готовимся сделать эту тему предметом для общественного обсуждения.
По парку — предлагается на острове Краснофлотском, за ангелом.
Это пока только вариант.
И по вопросу об урнах. А что мешает вам выкинуть отходы, так сказать, жизнедеятельности в обычную урну?
— Но их мало!
— Только зимой. Часть урн убирается для обеспечения механизированной уборки. Летом снова урны устанавливаются. Так что убирать за своей собакой можно. Мне по крайней мере это удается.
Илья Азовский, «Эхо СЕВЕРА»:
— У нас в центре города не осталось парков. Только прогулочные зоны и небольшие скверы. Как только освобождается место тут же приходят туда крупные строительные холдинги. Город не для людей.
Игорь Годзиш:
— В проекте генплана, находящемся на утверждении, предусмотрено увеличение Ломоносовского парка за счет территории за улицей Гагарина.
Есть и другие предложения по паркам и небольшим скверам. Размещение планируется на месте старых снесенных домов.
— Илья Азовский:
— Смущает стоимость работ — простейшая беседка с парой деревьев и газоном — 6 миллионов. Меньше миллиона сумм нет. Вот и «Народный фронт» указывал на завышенные цены…
Игорь Годзиш:
— Тут я с вами не соглашусь. Мы неоднократно обсуждали эту идею с «Народным фронтом».
Чтобы минимизировать риски, мы переходим в режим предпроектного обсуждения. Например, сейчас победителем в проекте «Комфортная городская среда» стал «Соломбала-Арт».
Много разных мнений, как может выглядеть эта территория. Так вот, там будет впервые проводиться предпроектное обсуждение, когда несколько команд, не обязательно из специалистов, будут предлагать свои проекты. И таким образом, решения по благоустройству территорий принимают сами горожане.
И у меня к вам предложение: здесь почти все — архангелогородцы, так предлагайте свои варианты по размещению скверов, парков.
— Есть идея высадить берёзовую рощу на площади Ленина.
— Вот, нас уже двое. Я тоже такую идею предлагал.
«News29»:
— Вопрос по автобусным перевозкам. Текущий год должен был стать переломным в организации автобусных перевозок. Нам обещали закупку ста автобусов, потом планы изменились, речь шла уже о 60-70 машинах.
Ждать ли горожанам новых автобусов, и если да, то на каких маршрутах?
И второй вопрос, тоже на ту же тему. К нам в редакцию часто приходят жалобы на измененный маршрут 10-7у, что автобуса невозможно дождаться, вместо объявленных 10-15 минут приходится ждать минут по 40.
И еще — о льготах на проезд. Сейчас они есть только у граждан старше 70 лет.
Планируется ли введение льгот для школьников?
Игорь Годзиш:
— Отвечаю по порядку. Подготовлено четыре лота, в этом году будут проведены торговые процедуры, сгруппированы маршруты исходя из экономической целесообразности, объявлено количество транспортных средств.
И в этом году мы закончим переход на соотношение 50 на 50 — низкопольные автобусы большой вместимости и знакомые нам всем «пазики».
Но задается планка по возрасту автобусов.
Что касается сдвоенных маршрутов. В свое время были опубликованы предложения по оптимизации автобусных перевозок, и сейчас перевозчики выходят со своими предложениями по изменению маршрутов и направлениям.
По каждому предложению принимаются решения. Я на прошлой неделе предложил увеличить штрафные санкции за неисполнение транспортной работы на маршруте.
Если машина сходит с линии, она должна быть замещена.
Сейчас штраф за один невыход — тысяча рублей. Я предложил департаменту увеличить сумму до десяти тысяч. Чтобы удар был ощутим для компании-перевозчика.
В среднем сейчас исполняемость маршрутов — 90-92 процента. Сход машины с линии должен стать исключением.
Что касается льгот. Для категории 70+ она остается, ветеранские организации предлагают увеличить количество поездок, мы готовы к диалогу, но — исходя из возможностей городского бюджета. Разговаривали с перевозчиками о других льготах — с введением онлайн-касс либо с применением социальной карты.
Насколько помню, в июле кассы должны быть введены во всех автобусах, и тогда же можно будет говорить о проездных билетах — для школьников и студентов.
Дело в том, что с введением онлайн-оплаты мы сможем проанализировать, кого возим, и подумать о льготах.
Илья Азовский:
— О «кротах». Каждый год теплоэнергетики раскапывают улицы, тротуары, и как правило в одних и тех же местах. Далее: в этом году менеджеры ТГК-2 всю зиму целыми кварталами отключали тепло.
Можно ли остановить этот беспредел?
Игорь Годзиш:
— ТГК-2 среди прочих ресурсоснабжающих организаций получила обращение администрации по вопросу привязки ремонта своих сетей к ремонту дорог.
Мы обращались к ним: планируйте проведение своих работ, чтобы ремонтировать не десять раз по пять метров, а в течение определенного времени и сразу на большем участке.
Компания нас услышала и пытается работать именно таким образом. Но с другой стороны, они ограничены инвестиционной составляющей тарифа. Больше, чем заложено в тарифе, они не могут израсходовать.
По поводу отключений в холода: да, действительно, они могут работать вплоть до внешней температуры минус 10.
Мы мониторили ситуацию, они за пределы 12 часов никогда не выходили. Здесь я имею в виду не крупные аварии, а плановые ремонты. Износ сетей в городе порядка 60 процентов, и аварии неизбежны.
Непредставившееся инфорагентство:
— Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу поквартирного расселения аварийного жилья.
Игорь Годзиш:
— Предложение поступило от главы региона. Если признан аварийным дом целиком и внесен в программу, жильцы знали, когда они получат новое жилье.
Но если дом признан аварийным поквартирно, мы даже этого не могли людям сказать.
Такого жилья у нас порядка 38-40 квартир. И домов аварийных — около 80-100.
Надеюсь, программа будет исполняться вовремя.
И есть люди, у которых на руках имеются судебные решения. Освобождается и жилье вторичное, и люди могут получить квартиры в таких домах.
ИА «Двина Сегодня»:
— Вернемся к мусору. Жители островных территорий бьют тревогу: 1 января у них убрали мусорные контейнеры, такая ситуация, например, в Кегострове, в Цигломени.
Мусор просто копится и не вывозится. А управляющие компании говорят, что больше этим не занимаются. «Экоинтегратор» говорит, что надо устанавливать новые контейнеры. Как решить эту проблему?
Игорь Годзиш:
— Проблема решается, не везде так быстро, как хотелось бы.
Где-то этим занимаются управляющие компании, где-то и мы, кроме того, есть места, где остаются так называемые помойницы, куда выкидывалось все, и жидкие отходы, и твердые.
Думаю, что в течение двух-трех месяцев мы решим это вопрос, пока за счет бюджета или округов.
Но со временем все равно надо устанавливать контейнеры, собирать туда только твердые коммунальные отходы, а жидкие — в помойницы, с последующей откачкой через управляющие компании.
Сергей Маринин, «News29»:
— У меня тоже вопрос из 2018 года.
Недавно наши агенты, загримированные под бомжей, сделали контрольную закупку в трансформаторной будке, находящейся в том же месте, что и раньше.
Правда, название продукции было другое. А в этот раз — «Хлебная», 40 градусов, ни лицензии, ни акцизов.
Продается ночью, там же есть и сигареты. Создается впечатление, что предприниматель тамошний — непотопляемый. Два года прошло, а он все торгует.
Игорь Годзиш:
— Насколько я знаю, возбуждено уголовное дело в отношении этого предпринимателя. Следствие разберется. Сегодня, по-моему, этот объект не работает.
Непредставившееся информагентство:
— На счастье нам всем, существуют федеральные программы, и до 2024 года федеральные деньги в Архангельск поступать будут. На переселение из ветхого жилья, на строительство, на дороги… Ваше видение: как мы будем жить в 2024 году?
Игорь Годзиш:
— 2024 год. Решение проблемы с местами в детских садах. Решение проблемы второй смены в школах. Для этого нужна еще одна школа, кроме строящейся сейчас в Майской горке.
Расселение из ветхого фонда — не завершится. Запланировано переселение около 9600 человек, а проживает у нас в таком жилье порядка 20 тысяч человек. Город будет развиваться в основном в южном направлении — Майская горка, Варавино-Фактория…
Комфортная городская среда — все дворы не позволит обустроить, но многое будет сделано. Надеюсь, что эти программы не завершатся в 2024 году. Потому что все то, что необходимо, еще не будет сделано. И по дорогам многое еще не будет решено.
Девушка-студент журфака:
— У меня вопрос о дизайн-коде. Что вам известно о нем, как по-вашему, изменится ли город?
Игорь Годзиш:
— Дизайн-код — это, скорее, визуальное восприятие города.
Для предпринимателей, работающих в разных сферах, прописываются общие правила, общие подходы, как должны выглядеть их объекты: фасад, реклама, цветовое решение…
Пока идет первый этап этой работы, надеюсь, будет и дальнейшее развитие. И с горожанами будем обсуждать. Во многих городах дизайн-коды приняты, работают, общее впечатление положительное.
Студентка журфака:
— Назовите два-три своих главных достижения за прошедший год.
Игорь Годзиш:
— Я сам себе оценок не ставлю. Любые достижения — это итог работы команды.
Мне запомнилось принятие программы «Архангельск — город возможностей для каждого». Исходили не из того, как освоить средства, а как оценят эту программу горожане. Многим приходилось мозги перенастраивать.
Другая программа, которая была менее заметна, потому что предназначалась для бюджетных, социальных учреждений — энергосервисный контракт.
Таких программ мало даже на уровне Российской Федерации. Более 130 тепловых пунктов было реконструировано в наших школьных и дошкольных учреждениях, было заменено на светодиодные 33 тысячи светильников.
И на все это город не потратил ни копейки! Это было сделано за счет энергосервисной процедуры.
В 2016 году мы значительно сократили штат чиновников. И когда в 2018 году пошли нацпроекты, штат не увеличился. Соответственно, возросла нагрузка на работников.
Елена Доильницына, «Северные новости»:
— В Соломбале, на площади Терехина, стоит Владимир Ильич Ленин. Он уже скоро сломается пополам, от него постоянно что-то отлетает. А там играют дети. И чего мы ждем? Ведь страшно!
Игорь Годзиш:
— Обсуждался ремонт, демонтаж не обсуждался. Вообще, демонтаж каких-либо памятников — вопрос опасный.
Депутат гордумы Вячеслав Широкий ставил вопрос о ремонте данной территории, и памятника в том числе. Отремонтируем, доведем до безопасного состояния.
Ярослав Вареник, «29.ру»:
— У нас разгорелись дискуссии по поводу закрытия автомобильного движения по набережной. Как с этим вопросом?
Игорь Годзиш:
— Я считаю, пока рано закрывать значительную часть набережной для автомобильного движения.
Это связано с тем, что планируется ремонт параллельных улиц — Обводного канала и Космонавтов.
Если еще и набережную закрыть… Специалисты предлагают: прежде чем закрывать набережную, следует сделать четырехполосную магистраль на Ломоносова, чтобы ездить в обоих направлениях.
И уже тогда закрывать набережную, за исключением, конечно, спецтранспорта.
«Правда Севера»:
— На прошлой пресс-конференции вы говорили, что у вас в команде появился человек, который займется памятниками истории и культуры.
Хотелось бы узнать, что сделано, каковы объемы финансирования.
Игорь Годзиш:
— Человек работает, составил перечень объектов, осталось дело за малым — где найти миллиард с лишним, необходимый для проведения всех работ. Даже при наличии решения суда не всегда удается организовать работу — исходя из наличия средств в городском бюджете.
Предстоит искать источники финансирования — и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном уровне. Хотя стараемся делать что возможно. Пилотный проект прошел — на Иоанна Кронштадтского, 7. Дали объект предпринимателю, условно говоря, за рубль, с тем, чтобы провел реставрацию.
Этот проект реализован, сейчас планируем второй такой же проект.
«Российская газета»:
— И снова по островным территориям. Этой зимой было много проблем с транспортной доступностью. Как думаете, не пора ли искать новые решения? Возможно, стоит построить канатную дорогу?
Игорь Годзиш:
— У нас был печальный опыт, когда суда проходили испытания для работы в переходный период и таких испытаний не выдержали.
Подобные проблемы не только у нас, то же самое — в Онеге. И судов, приспособленных для работы в сложных условиях, сегодня на рынке не представлено.
То есть надо проектировать судно, способное ходить в сложной ледовой обстановке, на Северной Двине и Онеге.
Что касается канатной дороги: рассмотреть предложение можно, однако там есть жесткие ограничения по работе при сильных ветрах. Так что это пока вопрос коммерческой инициативы.
Между прочим, город тратит в год порядка 160-170 миллионов на обеспечение перевозок в эти переходные периоды.
Евгений Богучарский, «НД29»:
— Меня как соломбальца волнует судьба Кузнечевского моста. Как он будет выглядеть после реконструкции?
Эти знаменитые ванты, возможно, ради удешевления будут демонтированы. Ваша точка зрения?
Игорь Годзиш:
— На данный момент переговоры проведены, есть интерес к концессионному соглашению по реконструкции Кузнечевского моста, с расширением проезжей части.
Какое будет техническое решение, пока говорить трудно. Но со своей стороны скажу: городу мало одного Кузнечевского моста. Мы бы хотели еще один мост, с возможностью проезда большегрузного транспорта, и чтобы миновать транзит по Советской.
Мы готовы рассмотреть предложения по строительству, с соответствующей инфраструктурой, плюс расширение Советской. Пока это в планах на 2022 год. От него выиграет не только Соломбала, но и Маймакса, Северный округ.