Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−6°CШенкурске−8°CЯренске−7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 19:22

Плох солдат, не желающий стать генералом

03.05.2020 08:30
Рецензия на фильм «Капитан» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Роберт Швентке

В ролях: Макс Хубахер, Александр Фелинг, Себастьян Рудольф, Макс Томмс

Премьера: 7-го сентября 2017-го года

В конце апреля 1945 года немецкая армия представляла из себя жалкое зрелище. Боеспособных подразделений на территории Германии оставалось чуть менее, чем 0. Воевать брали каждого, кто мог и не мог держать оружие. Самого оружия не хватало, хотя в ход пустили все, что осталось на складах.

Буквально каждый солдат и представитель фолькштурма понимал, что воюет ни за что. Но остатки СС и Гестапо считали иначе, вешая каждого, в ком усматривалось нежелание умереть за несуществующий рейх и мертвого фюрера.

По лесам и полям рядом с крупными городами, деревнями и селами бегали сотни дезертиров. Большая часть в итоге оказывалась отчаявшимся пушечным мясом, истерзанным изощреннее, чем ушедшие на фронт.

«Капитан» основан на реальной истории ефрейтора Вилли Герольда: девятнадцатилетний мальчишка сбежал, за что был приговорен к смерти. За такими, как он отряжались спецотряды с приказом расстреливать на месте.

Параллельно невинные селяне страдали от набегов, поскольку дезертирам приходилось выживать в лесу, и из «трусов» изменники вынужденно становились мародерами, воруя и по случаю калеча хозяев кладовых, амбаров и грядок. Общее недовольство и ненависть к штрейкбрехерам зашкаливало — что со стороны генералитета, что со стороны простых местных жителей.

Герольд, пережив несколько стычек и насмотревшись на смерти себе подобных, изнуренный брел по лесу. Ему встретился одиноко стоящий автомобиль, вокруг никого не было. Находящиеся в салоне коробки и изменили ход его жизни. В одной из них находился мундир капитана с начищенным, блестящим железным крестом…

Режиссер Швентке не реконструирует события, он играет с условностью, обманывая зрителя так же, как и его главный герой обманывал нацистов. Вилли претерпевает метаморфозу, мимикрируя под властного наместника самого Гитлера, ниспосланного поднять боевой дух и навести в областных краях порядок.

Исходная история малоизвестна за пределами Германии и воспринимается как выдумка. И, если не ознакомиться с первоисточником, то сюжет кажется максимально-нелогичным, но реальность, как всегда, оказалась изобретательней любых сценаристов.

Зритель, так или иначе, первое время испытывает эмпатию к персонажу, поскольку наблюдает за вчерашним подростком с момента его продолжительных попыток выжить, сбежать, спрятаться.

В момент, когда Вилли перешел все границы человеческого и испытал упоение вседозволенностью, которое испытывали и другие высокие чины в похожей кожаной форме, — небесной карой на городок падают английские снаряды, разрывая на части любого, кто попадется на пути.

Герольду везет, его ждет другая участь. Герольд сходит в Ад.

Швентке делает перерыв перед новым витком бесконтрольной, лишенной ощущения реальности поездки в капитулирующий каменный центр.

В «Капитане» нет программного высказывания про нацизм, речь скорее об обреченности человеческого «Я», которое деградирует при соприкосновении с абсолютной властью и отсутствии контроля извне.

Функция картины — в том числе, проекция природы кинематографа на выстроенную главным героем реальность. Актер Макс Хубахер играет перевоплощение из забитого обстоятельствами парня в полубога, которому можно все. Власть, естественно, невозможно обрести в один момент, и это такая же игра. Своего рода перформанс. Аналогию с перформансом можно усмотреть и в самой картине.

Вышеозначенный автомобиль едет по Германии 45-го года. Люди одеты по логике времени, дома аутентичны, интерьеры вполне в духе эпохи. Когда линейная последовательность событий приходит к своему логическому заключению, заканчивается картина, начинаются титры. Фоном для перечисления съемочной группы становится видеозарисовка.

Зондер-команда Герольда разъезжает по нашей действительности вдоль бутиков, кафе и магазинов. «Лейб-гвардия» останавливается и в боевой амуниции начинает мародерствовать на все тех же улицах, требуя у гражданских документы, забирая их телефоны, бумаги и деньги. Все больше обрастая атрибутами двадцать первого века, солдаты сопротивления не встречают. Они раздевают мужчин, толкают и бьют их, те беспрекословно поднимают руки вверх.

Очевидная форма вневременного высказывания зациклена на слове «игра». На праздном ужине после уничтожения пленных два заключенных актера разыгрывают для солдат анекдоты про евреев. Вилли подзывает обоих, упиваясь возможностью в иносказательной форме намекнуть окружающим, что он не тот, за кого себя выдает.

Он моделирует ситуацию, представляя импровизацией реальный проступок своего собеседника, вскользь упоминая, что сам он форму украл. В ответ слыша лишь заливистый смех окружающих собеседников. Зачем ему помнить о собственной роли, если все вокруг убеждены — он капитан.

Один из актеров застрелится при первой возможности. Второй будет стрелять по связанным вместе беглецам по указке Герольда. Попадая в ноги, спины. Одно за другим их тела будут падать на землю, утяжеляя ношу оставшихся в связке, не теряющих надежду сбежать. Игры могут быть разными, но от участников зависит выйти из нее или покорно следовать любым правилам.

В «Капитане» есть еще два значимых персонажа. Первый — Кипински в исполнении Фредерика Лау. Один из нескольких отбившихся от войск мародеров, которые первыми встречаются на пути у обновленного Вилли и принимают его правила игры. Кипински лукаво взирает на все деяния своего начальства и радуется возможностям, которые дает новое положение. Он спокойно убивает людей по команде, идет на бесчинства без каких-либо зазрений совести, лишь ухмыляясь и поглядывая на своего капитана.

Второй — Фрейтаг, солдат, встретивший Вилли у автомобиля, с которого все началось. Учтивый и внимательный к своему командиру, ушивающий ему брючины, что велики, он, вероятно, даже не собирался капитулировать, а просто искал взвод, к которому можно примкнуть. Он тень Герольда, верная по уставу, тогда как Кипински верен, как пес.

Оба солдата принимают правила игры Герольда, но каждым двигают полярные убеждения.

Эти фигуры вместе образуют наиболее значимую функцию — проекцию восприятия зрителя. Оба персонажа знают, что под личиной капитана кроется не тот человек, за которого выдает себя главный герой.

Обоих это всецело устраивает, одного скорее из жалости, второго — из расчета. При желании, можно сказать, что они — два варианта действий, которые мог бы выбрать зритель, оказавшись в их положении.

Когда Вилли приспосабливается к локальному военоначальнику в городке и лоббирует расстрел пойманных дезертиров, ожидающих своей участи в ангаре, Вилли выжигает свое «я», окончательно срастаясь с формой, идентифицируя себя с фикцией, верной не идеалам, а своей темной природе.

Это подчеркивает резкая на первый взгляд склейка, когда при расстреле пленных Вилли начинает истошно кричать на крупном плане, но на общем — он остается спокоен, зажимая себе уши от воцарившегося грохота.

В сумерках, приказав Фрейтагу добить раненых в этой яме, режиссер вынуждает зрителя испытывать эмпатию уже не к Гарольду, который прошел свою точку невозврата, а к Фрейтагу, на лице которого до конца застынет отчаяние.

Во многом потому Фрейтаг, медленно морально загибающийся под ношей пережитого, остается в живых, а дворового пса Кипински расстреливают. Напоследок тот произносит важную для понимания «Капитана» фразу: «Я проник в тебя, как дьявол в девственницу, и останусь навсегда в твоем сердце». Что, конечно, характеризует силу воздействия события-образа на зрителя.

СПОЙЛЕР: Ближе к концу лже-капитана раскроют-таки и подведут под трибунал.

В том, что Вилли убивает владельца здания с белым флагом, — всё нацистское иступленное нежелание проигрывать. В контексте фильма это выглядит, как убийство ради убийства, но прикрытое идеологией, оно позволит трибуналу оправдать Герольда после всего им учиненного.

Финал отличается от реальности. Настоящий Вилли был расстрелян. Но для экранного Швентке уготовил иное наказание.

19-летний Вилли из фильма буквально идет по трупам в тьму леса, когда-то спрятавшего его от преследователей. Из этой тьмы он и его душа уже никогда не вернется. Герой умер в тот момент, когда надел чужую форму, все остальное — его личный путь в Ад.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

    Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
    Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

    Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

    Экспорт в RSSМобильная версия

    Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

    По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

    Агентство Братьев Мухоморовых

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

    Форма распространения: сетевое издание.

    Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

    Главный редактор Азовский Илья Викторович.

    Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

    Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

    На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

    Эхо Севера

    Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

    Агентство братьев Грибоедовых

    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

    Адрес материалов: эхосевера.рф.

    Форма распространения: сетевое издание.

    Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

    Главный редактор Азовский Илья Викторович.

    Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

    Яндекс.Метрика
    Сделано в Артиле