Главы Архангельской области и НАО подписали меморандум о совместных действиях по подготовке к выдвижению инициативы по образованию нового субъекта Российской Федерации.
Итак, инициатива есть. Сказано напрямую — без всяких кривых схем с общественниками-затейниками. Честно и прямо, в открытую. Это позитивно…
Теперь в обоих субъектах должны пройти референдумы.
Если на референдумах народ выразится «за», то проект закона об объединении субъектов Президент внесёт в Госдуму как конституционный закон об образовании нового региона. Конституционный — значит должен быть одобрен двумя третями голосов Госдумы.
Потом Совет Федерации и тоже две трети.
Вся эта история уже проходилась — процесс объединений, инициированный и одобренный Кремлём, активно шёл с 2003-го по 2008-й годы. Тогда Пермская область слилась с Коми-Пермяцким автономным округом, образовав Пермский край. Затем Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа влились в Красноярский край. Потом Камчатская область объединилась с Корякским АО.
Дольше всего и труднее шло объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Но в итоге соитие случилось и там.
Сейчас в России осталось четыре автономных округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский. Все они, кроме Чукотского, — нефтедобывающие регионы-доноры. Чукотка — это золото. В НАО нефтянка у ЛУКОЙЛа и «Роснефти».
В НАО пока тишина, лишь единичные вопли самозванных защитников ненецкой автономии. При этом лица у протестантов отнюдь не титульной национальности и хайп они ловят не в малицах, а вполне себе в евроодеянии.
А каково мнение VIP-персон в Архангельской области? ИА «Эхо СЕВЕРА» опросило депутатов, недепутатствующих политиков, лидеров общественного мнения, деятелей культуры, СМИ. Короче, те, кто является истеблишментом.
Вопросы были сформулированы предельно просто:
— Объединения Архангельской области и НАО — скорее во благо Архангельской области? А для НАО?
Попросили ответить не длинно, по возможности кратко. Вопрос был задан 60-ти респондентам. Ответили 30. Партийная принадлежность значения не имеет — в опросе приняли участие представители всех партий.
Допускаем, что некоторые ушли в жёсткую изоляцию, отключив телефоны. Но думается, что 30 уклонившихся респондентов просто боятся сказать мнение.
Нынче страшно прогадать — или в немилость к власти попадешь, или протестующие отморозки отшельмуют.
Итак, поехали.
Екатерина Прокопьева — спикер Архоблсобрания:
— Когда люди объединятся в любом деле, получается гораздо больше возможностей. И с экономической точки зрения, и с точки зрения развития социальной инфраструктуры.
Ольга Епифанова — вице-спикер Государственной Думы (депутат от Архангельской области):
— Никогда не знаешь, что хорошо, а что плохо. Объединение может быть полезным для обоих сторон. До 1929 года Архангельская, Мурманская области, Коми и НАО были одной Губернией. Архангельской губернией.
Ярослав Нилов — председателем комитета по труду, социальной политике Государственной Думы (курирует НАО в ЛДПР):
— Чтоб сделать вывод надо прописать публично все плюсы и минусы и посмотреть, как это отразится на состоянии кошелька каждого жителя НАО и Архангельской области.
Юрий Шевелев — доктор экономических наук, вице-губернатор Архангельской области (2005-2007), лидер общественного движения «Мы здесь живем»:
— В меморандуме блага для всех людей не озвучены, получается, что во вред.
Александр Харин — культовый депутат IV созыва в Архангельском областном Собрании, избранный по спискам ЛДПР от НАО:
— Во благо и Архангельской области и НАО. Две опоры надежнее, чем одна. Хотя… Любое хорошее дело можно запороть. Отличный шанс для развития региона и нитка скрученная не скоро оборвется.
Надежда Виноградова — вице-спикер Архоблсобрания:
— От слияния наших регионов выиграют обе стороны — и Поморье, и Ненецкий автономный округ, который и раньше входил в состав Архангельской области. Дело в том, что перед нашими регионами сегодня стоят схожие задачи и в экономике, и в социальной сфере, и в направлении освоения Арктики, поэтому оптимизация управленческих, бюрократических процессов, которая неминуемо произойдет после слияния, безусловно, существенно облегчит их реализацию.
Единственные, для кого что-то изменится, это чиновники органов госуправления НАО и работники государственных служб, которые неминуемо ждёт реорганизация.
Однако, финальную точку в этом процессе придётся поставить жителям обоих субъектов. Только они вправе решать — благо для них это объединение или нет.
Евгений Ухин — депутат Архоблсобрания всех созывов:
— Я за объединение. За Россию в границах СССР. Ещё лучше в границах Российской Империи.
Ирина Буйновская — пресс-секретарь Администрации Архангельска, полжизни прожила в Нарьян-Маре:
— Важно на каких условиях будет объединение. Самое главное, чтобы не пострадали люди.
Александр Дятлов — вице-спикер Архоблсобрания:
— Для всех объединение будет благом. Меньше чиновников. Меньше депутатов, меньше сенаторов и их помощников. Регион станет больше и, соответственно, больше внимание будет со стороны Федерального центра. Легче будет решать социальные вопросы.
В НАО непростая ситуация — им кроме доходов от нефти рассчитывать не на что. А нефть, как мы видим, может достигать и отрицательных значений.
Владимир Хотеновский — депутат Архгордумы:
— Не знаю.
Игорь Арсентьев — Глава Плесецкого района Архангельской области:
— Объединение — благо для всех.
Иван Новиков — секретарь АРО ВПП «Единая Россия», депутат Архоблсобрания:
— Объединение двух территорий, имеющих серьёзный экономический и человеческий потенциал, это в первую очередь инструмент решения проблемы экономической рецессии, недопущения ухудшения социального положения граждан, особенно малообеспеченных, многодетных семей, людей старшего поколения, обеспечения занятости населения.
Мы обязаны расширить возможности бюджета по решению самых актуальных и выстраданных людьми проблем — переселения из ветхого и аварийного жилья, расширение льгот и иных мер поддержки людей, развитие инфраструктуры в сельских территориях.
Выжить и развиваться легче вместе — это главная идея объединительного процесса.
Александр Новиков — Секретарь Архангельского обкома КПРФ, лидер фракции в Архоблсобрании:
— Шаг необходимый, действия своевременны, я обеими руками «ЗА».
Виктор Новожилов — член Совета Федерации от Архангельской области (по квоте Архоблсобрания):
— На сегодняшний день, когда цены на нефть серьёзно просели, объединение выгодно не только для жителей Поморья, но и Ненецкого округа. Как известно, бюджет наших соседей во многом состоит из налогов на добычу полезных ископаемых.
Сейчас мы, что называется, подставим им плечо.
В среднесрочной перспективе, когда цены на нефть выровняются, объединение окажется благоприятным фактором для обоих регионов.
Дмитрий Таскаев — легенда Архангельской политики, экс-вице-спикер Архоблсобрания, ныне бизнесмен:
— Объединение во благо. Я бы ещё и Коми присоединил.
Андрей Аннин — экс-депутат Архоблсобрания (3 созывов), секретарь Виноградовской организации «Единой России»:
— Благо для Нарьян-Мара определялось нормативами отчислений на добычу полезных ископаемых, но нефтяная благодать закончилась. Думая, что для населения области и округа принципиально ничего не изменится.
Сергей Николаев — директор АГТРК «Поморье»:
— Для населения регионов решение об объединении позитивно, для элит НАО, привыкших распределять бюджет в своих корыстных интересах — конечно, нет. Правда, учитывая конъюктуру цен на нефть, от синергии регионов скорее сегодня выиграет НАО, а дивиденты Поморья — это перспектива 3-4 лет.
Андрей Контиевский — председатель избирательной комиссии Архангельской области:
— Вместе сдюжим! Сокращение чиновников, общий бюджет.
Андрей Жданов — психолог, педагог, рекламист, издатель журнала «Magazine»:
— Сборка Империи.
Александр Фролов — депутат Архоблсобрания, руководитель строительного холдинга «Аквилон»:
— Объединение во благо. И тем и другим. Особенно, исходя из нынешней ситуации.
Эрнест Белокоровин — легенда архангельской политики, бизнесмен, депутат Архоблсобрания 6 созывов:
— Для Архангельской области — благо. Мы получим дополнительные поступления в бюджет из НАО. Для НАО — вред. Округ теряет самостоятельность, деньги с профицитного бюджета, благотворительные поступление от нефтяных компаний пойдут в большой котел. В НАО люди могут потерять льготы, коих больше, чем в Архангельской области.
Юрий Шаров — экс-депутат Архоблсобрания, ныне юрист-арбитражник, политтехнолог:
— Почему бы не объединить с Москвой. Там уровень бюджетной обеспеченности выше.
Евгений Леонтьев — инвестор, бизнесмен:
— Благо. Но меня волнуют детали, например, я хочу, чтобы объединенные регион назывался или Архангельский Край, или Поморский край. Есть же ПРИМОРСКИЙ Край, значит может быть и Поморский. Ведь как назовешь корабль, так он и поплывёт.
Я хочу гордиться Краем во всём, начиная от названия. чтобы когда меня в других краях спрашивают: откуда ты? Я бы гордо отвечал: Я ИЗ ПОМОРСКОГО КРАЯ!
Вячеслав Широкий — депутат Архгордумы:
— Объединение давно назрело, а по факту мы и так живём в одном регионе. Сокращение руководящего состава исполнительной власти пойдёт на пользу жителям объединенного региона.
Ростислав Васильев — депутат Архгордумы:
— Я бы предложил ещё и Новодвинск присоединить к Архангельску. Похожая ситуация.
Сергей Пономарев — депутат Архгордумы:
— Объединение принесёт больше плюсов для развития двух территорий.
Леонид Черток — главный редактор ИА RUSNORD:
— Нефть всему голова. Но выше её коронавирус. А вообще это будет испытанием для политтехнологов.
Мамикон Гекчан — руководитель армянской диаспоры в Архангельской области, бизнесмен:
— Не знаю, этому должны дать оценку специалисты, разбирающиеся в бюджетах и их составляющих.
Игорь Слободянюк — руководитель журнала «Поморская Столица», писатель, журналист:
— Я за объединение. НАО — субъект чиновников. ТРИ администрации на 40 с небольшим тысяч населения. И зарплаты в этих администрациях такие, что нам и не снилось.
Дмитрий Трубин — Великий Художник, Гений:
— Архангельской области — хорошо, ненцам — так себе.
Владимир Станулевич — краевед, секретарь фонда «Император»:
— Археологи утверждают, что русские появились на землях нынешнего НАО раньше ненцев. И те, и другие — коренные на Севере.
Русские и ненцы сотрудничали в добыче пушнины, которая помогла создать Россию. Осваивали Арткику рука об руку — Новую Землю не отдали норвегам русские и ненцы, поселившиеся там в конце XIX века.
Земли нынешнего НАО столетия входили в Архангельскую губернию и область.
Ненцы получили письменность, сохранили культуру и территорию. Поэтому 30 лет разлуки не могут зачеркнуть 700 лет успешного сотрудничества.
Объединение взаимополезно.
У Архангельской области появится кроме леса нефть и участие в развитии Арктики, у НАО — гарантия развития вне зависимости от цен на нефть.
Илья Азовский — главный редактор ИА «Эхо СЕВЕРА» и «Правды Северо-Запада»:
— НАО — искусственное образование, само существование некой автономии в Заполярье противоестественно и алогично. Исторически не справедливо.
Исторически не справедливы разговоры о некоем праве получать доходы от недров от заехавшей в НАО «элиты» потому, что всё это создано в рамках единой страны — империи, СССР, России. И Архангельская область всю историю была доима, всю историю спасала Россию — корабли Петра, русско-шведская война, первые десятилетия советской власти, когда область была валютным цехом страны. И именно Архангельская область внесла наибольший вклад в развитие НАО.
Сейчас пойдёт расторговка. И в этой ситуации важна воля — завышенные аппетиты нарьян-марской элиты надо усмирять жестко, чтобы потом не оказалось, что Архангельская область в нынешней экономической реалии опять не оказалась для НАО дойной коровой.
НАО пора отдавать долги Архангельской области. Исторические долги.
Что касается благ, или не благ — их количество от соития не увеличится и не уменьшится.
Кстати, в жизни ещё не видел, чтобы операции по урезанию численности чиновничества хоть раз увенчались успехом. Всегда аппарат быстро восстанавливался в прежнем объеме. Чиновники — они (может кому-то покажется странным) — тоже люди и тоже хотят сладко пить и вкусно есть и жить хотят тепло и удобно.
Практика подсказывает, что в массе своей чиновничество очень живуче и мимикрирует очень быстро.