Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−11°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 07:23

О проекте ДАУ

17.05.2020 12:58
Обзор первых частей проекта «ДАУ» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Илья Хржановский, Екатерина Эртель,

В главных ролях: Теодор Курензис, Ольга Шкабарня, Владимир Ажиппо, Дмитрий Каледин, Радмила Щеглова, Наталия Бережная

Мультидисциплинарный антропологический кино-арт проект Ильи Хржановского рискует стать самым главным событием 2020 года в киноискусстве.

В медиа вокруг проекта складывается огромное количество сандалов, мифов и нагромождений высказываний лидеров общественного мнения, подогревая внимание зрителя.

Попробуем разобраться, что же такое ДАУ, избегая маркетинговой стратегии продвижения проекта.

Автор фильма Илья Хржановский, ранее известный по архаически страшному фильму «4» изначально задумывал снять обычный полнометражный биографический фильм о советском академике Льве Ландау.

Первые съёмки относятся к далёкому 2008 году. Финансирование фильма поддержали ряд немецких и французских продюсерских компаний, а также одновременно Минкульт Росссии и Госкино Украины (когда-то это было возможно). На начальном этапе сценаристом фильма выступил Владимир Сорокин, позже всячески открещивающийся от финального проекта.

Однако, каждому зрителю будет узнаваем стиль автора, обезоруживающе сатирически препарирующий абсурд советской эстетики.

На следующем этапе, благодаря финансовой поддержке Сергея Адоньева (остаётся только догадываться как Илье Хржановскому удалось обзавестись карманным олигархом), ДАУ начинает преобразовываться в мультидисциплинарный проект.

Что подразумевается под этой мультидисплинарностью? У автора появляется идея на примере конкретного замкнутого общества показать разложение и ужас советского строя. В связи с этим, во- первых, диапазон внимания от физика Ландау расширяется до рассмотрения жизни научно-исследовательского института, со всеми населяющими его homo soveticus.

Под эти цели в городе Харьков (в действительности академик работал какое-то время в Харькове) возводится целое архитектурное сооружение — здание института. Необходимость в этом — вопрос дискуссионный.

Второй момент, изменение творческого метода Хржановского. Он не выступает как режиссёр в классическом понимании, он штрихами намечает сюжетные повороты, часто по ходу действия, не контролируя съёмочный процесс как таковой. Главное, что делает автор в этом проекте — создаёт героев и объясняет реальным людям, кто они в этой большой игре.

За ним остаётся право монтировать и складывать полученный материал, который составляет более 700 часов экранного времени, в задуманном порядке и придумывать форматы для реализации.

В-третьих, в связи творческим методом, изменилась и функция актёра. Для съёмок были набраны люди, не имеющие отношения к актёрской профессии, таким образом, чтобы их профессиональная принадлежность и бэкграунд коррелировали с образом персонажа в фильме.

То есть, на роль институтской профессуры были набраны реальные учёные, Марцинкевич и в фильме придерживается тех же взглядов, музыкант играет на фортепиано и так делее. еловек играющий и реальный человек сливаются в единое целое, действуя в предлагаемых обстоятельствах. Не существует прописанных реплик, есть социальное положение в иерархии, и ключевые сюжетные моменты.

Не секрет, что за время съёмок проекта его посетили в качестве участников множество звёзд. От Романа Абрамовича и до Марины Абрамович, группы Massive Attack и Брайана Ино, а главную роль в фильме исполнил самый узнаваемый российский дирижёр Теодор Курентзис.

Таким образом, проект ДАУ существует как социальный и антропологический эксперимент, кино и в первую очередь как кино, в сериальной форме, и как арт-экспозиция.

В своих интервью Илья Хржановский также отмечал, что в будущем возникнет следующая форма: на сайте проекта появится индивидуальная анкета для каждого зрителя, в результате психологического среза зрителю будет предложен индивидуальный вариант фильма, который соответствует его мировосприятию.

Есть и специфическая особенность, связанная с периодом, который охватывает проект. Действие разворачивается в замкнутом пространстве, но в разворачивающимся времени с молодости Дау, которая приходится на двадцатые годы минувшего столетия и по конец шестидесятых, где Дау после автокатастрофы разложился на плесень и на липовый мёд. Такое хронологическое решение позволяет продемонстрировать существование империи на всех его этапах.

Оператором проекта выступил Юрген Югерс, его камере принадлежит работа над «Забавными играми» Михаэля Ханеке, и над фильмом «Страх спасает душу» Фасбиндера. Поэтому, отчасти проект в визуальном решении и даже теме очень сильно напоминает сериал «Берлин, Александерплац».

Весь ход проекта, его судьба на Берлинском кинофестивале сопровождались чередой скандалов и слухов. Большинство из них касались этической стороны вопроса: допустимость насилия над животным ради киноискусства, актёрская этика (нашумевший момент с бутылкой в ДАУ. Наташе), необходимость снимать младенцев с ДЦП. Кроме того, в проекте показано не мало сцен насилия.

Тяжело подумать, что в такой стратегии продвижения фильме нет разумного маркетингового расчета и качественной pr-программы. Илья Хржановский дал интервью всем кому только можно и во всех источниках ДАУ настолько позиционируют как акт крайне сложного искусства, что поначалу даже страшно его включать.

На деле же фильм остаётся просто фильмом и даже с увлекательным сюжетом и интересными синефильскими параллелями, и если не знать всех этих вводных данных, не мешая чистому восприятию, может получится даже лучше. Планируется выход четырнадцати полнометражных фильмов, четыре из которых уже сейчас можно посмотреть на сайте проекта.

ДАУ. Вырождение наиболее монументальная из имеющихся работ, демонстрирующая взаимоотношение всех социальных слоев института, а также всю жестокость кровавой репрессивной машины. Сразу хочется предупредить, что с первого взгляда неподъемный хронометраж ленты — шесть часов, легко осилить, так как внутри присутствует дробление на девять частей.

ДАУ. Нора мама. о жене Дау и ее матери, о гнетущей атмосфере советского воспитания, где что бы ты не сделал, тебе всегда ткнут в твои недостатке, и в то, что не всё как у людей. ДАУ. Три дня, о свободной любви, которую практиковал физик, на глазах своей жены приводя в дом другую женщину, не замечая чувств ближнего, грубо ставя перед фактом.

Сам Дау выступает здесь как та же часть репрессивного аппарата, вовсе не замечая своей жестокости. Отдельная заслуга фильма уникальное колористическое решение художника по костюму, красное платье любовницы — страсть, зарождение чувств, синее на ней же — их увядание, серая одежда чаты Ландау — охлаждение в семье. Картина напоминает «Шёпоты и крики» Бергмана и трилогию цвета Кесьлёвского. ДАУ. Наташа о месте простой женщины, её мечтах в рамках этой системы и их чудовищном крахе.

Так или иначе, каждая часть ДАУ показывает самые разные сферы жизни человека, изуродованные советским режимом. Наблюдая за движением кадров, тяжело не узнать себя или своё окружение в каких-то моментах.

Система взаимоотношений человек-государство и вовсе претерпела не так уж и много изменений, и язык современного режима в этом фильме предельно узнаваем. А силы воздействия на зрителя сравним разве что с «Иди и смотри». Повторять такие эксперименты над людьми, честное слово, больше не хочется.

* Текст написан на момент выхода четырех частей фильма (ДАУ. Наташа, ДАУ. Вырождение, ДАУ. Нора мама, ДАУ. Три дня)

Ася Спиридонова

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле