Завтра в Архангельске−9°CСеверодвинске−9°CОнеге−7°CВельске−9°CМирном−9°CШенкурске−10°CЯренске−11°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 03:26

Зря перевозбудились

31.05.2020 13:00
Рецензия на сериал «Зулейха открывает глаза» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Егор Анашкин

В ролях: Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Юлия Пересильд, Евгений Морозов

Премьера стартовала на «России 1», и в честь этого актриса и писательница провели прямой эфир в Instagram.

По её словам, она никак не могла представить, что на неё выплеснется волна осуждения за «осквернение истории».

При этом самой актрисе виделось, что они показали историю недостаточно жёстко. Она переживала, что люди не почувствуют всю боль и трагедию раскулачивания. Хаматова также отметила, что такой реакции не было ни на один фильм про сталинские времена с её участием. Даже на «Детей Арбата».

В эфире Чулпан Хаматова сказала следующую фразу:

«Для меня раскулачивание — это убийство, трагедия огромного числа людей».

А школьник 9-го класса мог бы добавить: «Для меня раскулачивание — пятерка за домашку». То есть, ни Хаматовой, ни девятиклассника не было в те времена и они могут думать про те времена, что им нравится.

1930 год. Главная героиня — Зулейха, обыкновенная татарская крестьянка, живущая в деревне со своим мужем. Мирная семейная жизнь прерывается вторжением красногвардейцев, которые убивают её мужа и ссылают Зулейху в Сибирь.

Так начинается сериал Егора Анашкина, рассказывающий о тёмных страницах отечественной истории — о массовом раскулачивании крестьян, обернувшемся масштабной трагедией для всего народа.

Коллективизация в Татарстане, где происходит действие первых серий, так и вовсе отличалась своими темпами и масштабами — республика занимала третье место по стране, страдая от экспроприации зажиточного крестьянства.

В силу противоречивости материала «Зулейха» была обречена на вспышку зрительских жалоб и недовольств: одни недовольны тем, как в сериале демонстрируют мусульманское духовенство и жизнь татарского народа, другие обличают сериал в недостаточной исторической достоверности и демонизации советской власти, выражая тем самым необъективные исторические взгляды.

Иначе говоря, уже первый час сериала провоцирует у зрителя целую лавину неоднозначных ощущений. «Зулейха» построена на резком контрасте характеров персонажей: непреклонный и хладнокровный красноармеец Игнатов — образ, собранный в соответствии с модой на демонизацию большевиков.

Сыгранная Чулпан Хаматовой Зулейха — кроткая 30-летняя крестьянка с выразительными глазами и чутким сердцем, которая стоит на пороге больших потрясений и которой суждено стать по-настоящему сильной и свободной женщиной (и здесь тоже учтены феминистские тренды).

Столкновение характеров по большей части условно и выглядит искусственно, хотя сама фактура сериала проработана достаточно реалистично и позволяет зрителю посмотреть на вполне натуралистичные пейзажи и интерьеры. Это касается и сцен в мечети, переоборудованной для ночлега раскулаченных крестьян и оторванных от привычной жизни мулл, и эпизодов в избе главной героини — не возникает ощущения нарочитой декоративности.

Тем более что сериал снимался в уникальном месте — этнографическом музее под открытым небом.

Тем не менее в попытке оставаться натуралистичными и непредвзятыми авторы сериала невольно уходят в схематизм — упрощённость чувствуется и при первом появлении героев, и при последующих сценах, раскрывающих их характеры и историю (особенно это касается флешбэков времён Гражданской войны, в которой лейтенант Игнатов выступает страстным борцом за идеи революции).

Флешбэки и драматические эпизоды начинают подрываться изнутри и выдают свою стерильность — одну из самых популярных и надоедающих «фишек» ТВ-сериалов. «Зулейха открывает глаза», к сожалению, не избежала этого, наступив ровно на те же грабли.

Чтобы быть честным экскурсом в советскую историю, «Зулейха» чересчур скована своим форматом — в нём довлеет субъективизм и художественный символизм (Зулейха здесь становится символом самообладания и женской выносливости); чтобы быть драматическим высказыванием, сериал чересчур бережен, стерилен и строго дозирован.

Как и большинство телевизионных поделок, он не может удержаться на двух ногах — «Зулейха» существует только за счёт своей включённости в ожесточенный антисоветский и колониальный дискурс, который разворачивается на интернет-форумах.

Немало зрелищных решений подсказано в романе — однако режиссер Егор Анашкин их то ли проглядел, то ли не смог оценить. Вот очевидный пример. Самая важная метафора в книге — непроходимый лес, урман, как по-татарски называет его Зулейха.

В родной деревне героиня боялась леса, населенного, как ей казалось, враждебными духами — но сибирская ссылка превращает ее в умелую охотницу, в самого опасного лесного зверя. Упыриха, суровая мать Муртазы, по молодости ходила в чащу — только к самому концу повествования Зулейха догадалась, зачем: «Смерти искала — спасения от любви несчастной. Пришла в урман, а нет ее там, смерти».

Эта реплика резюмирует весь роман: даже в худшие времена можно быть счастливым и свободным. Тайга могла бы стать визуальным лейтмотивом адаптации, как пустыня Нью-Мексико в шоу «Во все тяжкие», заснеженные поля Миннесоты в «Фарго» или просторы Луизианы в первом сезоне «Настоящего детектива». Но в «Зулейхе» лес показывают мало и скучно — только чтобы обозначить место действия.

В целом, остается ощущение, что создатели проекта вообще не смотрят никаких сериалов, кроме, может быть, отечественных. Но вряд ли на федеральном канале работают специалисты, не знакомые со свежей продукцией Netflix, HBO и «Би-би-си».

Возможно, дело обстоит еще хуже: они просто не доверяют аудитории. Зрители не выдержат размеренного темпа, придется уложиться в восемь серий — неважно, что в романе материала на три сезона. Субтитры читать они тоже поленятся, пускай татарские крестьяне говорят между собой по-русски.

Для флешбэков нужно непременно указывать дату, музыка должна быть иллюстративной, диалоги — лобовыми, персонажи — однозначными и предсказуемыми, иначе люди перед экранами запутаются, заскучают и переключат канал. Рисковать нельзя, костюмная постановка со звездами — штука недешевая.

В сущности, это та же самоцензура, только эстетическая, а не политическая. Закономерный результат — фальшивая, робкая, совершенно не изобретательная мелодрама. Самое обидное, что из романа Яхиной действительно можно сделать отличный сериал — но каковы теперь шансы, что его когда-нибудь экранизируют еще раз?

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле