Режиссер: Тим Хилл
В ролях: Ума Турман, Роберт Де Ниро, Джейн Сеймур, Кристофер Уокен, Колин Форд
Премьера: 22 октября 2020 года
Самое удивительное и парадоксальное в «Дедушке НЕлегкого поведения» — это историческое воссоединение двух великих артистов спустя 42 года кинематографической разлуки. Именно столько лет прошло с тех пор, как герои Роберта Де Ниро и Кристофера Уокена под дулами ружей вьетнамцев спорили с судьбой, играя в русскую рулетку в «Охотнике на оленей».
Сцена вошла в историю кино как одна из самых напряженных и противоречивых — теперь запах напалма поутру им только снится, но в фильме Тима Хилла без военных действий и вьетнамских флешбэков тоже не обошлось.
Сумасбродного и чересчур самостоятельного деда Эда после неудачной дуэли с кассой самообслуживания и персоналом супермаркета почти насильно перевозит к себе дочь Салли, которую играет Ума Турман. Поразительно, сколько именитых актеров могут вместе сниматься в таком глупом фильме. Видимо, роли в подобном доставляют им некое странное удовольствие.
Салли устала играть роль воспитательницы и отчитывать отца за очередную выходку. Эд уже немолод, и совсем недавно стал вдовцом — одиночество для старика и болезненно, и губительно: если что-то случится — никого рядом нет, их с дочерью разделяет как минимум пара часов пути.
После недолгих препирательств воссоединение семьи все же состоялось, но его омрачило уже другое обстоятельство: внуку Питеру приходится уступить свою светлую и желанную комнату на втором этаже ворчливому старику, а самому, собав пожитки, отправиться к крысам и летучим мышам на чердак.
Школьник не собирается так просто сдавать позиции. Представители двух далеких друг от друга поколений подписывают пакт о начале войны: гражданские не должны пострадать, доносы запрещены.
Режиссер «Элвина и бурундуков» Тим Хилл задался благой целью лишний раз проговорить простые вещи и базовый набор ценностей в арсенале американской мечты: семья у всех одна, родителей (а тем более дедушек) не выбирают, и лучшее, что можно сделать, это постараться беречь друг друга.
И действительно, некоторые сцены фильма не лишены нежности: отец и дочь вспоминают ушедшую маму, дед учит внука секретам рыбалки, а внучке рассказывает о строительстве домов, которому он и посвятил жизнь до пенсии.
Но путь между этими короткими моментами перемирия и гармонии режиссер прокладывает минами спорных гэгов, неуклюжего и в лучшем случае несовременного юмора. Львиная доля хронометража посвящена бесконечным падениям, запертым дверям и приклеенным к столу вазам.
Война «дед против внука» по большей части заключается в мелком пакостничестве, но даже в этом местечковом жанре лишена изобретательности. На экране демонстрируется типичный набор прелестей ближнего боя: вместо пены для бритья — пена монтажная, крем косметический соединяет две половинки печенья, под простыней пенсионера поджидает змея, и, конечно, без падения в мусорные баки не обошлось (это, правда, уже другая война).
Верхом битвы поколений становится даже не разрушенный наполовину дом, а игра в вышибалы за звание победителя. Тим Хилл дарит зрителю действительно возможность уникальную: где еще можно увидеть, как Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен, Чич Марин и Джейн Сеймур прыгают на батутах и целятся мячами в голову подлых подростков?
На самом деле, где угодно. Меняешь Де Ниро на Шварценеггера и получается та же самая глупая комедия, которой больше 30-и лет.
Этот парад попыток насмешить выглядит скорее неловко, чем смешно, но некоторые вещи не поддаются анализу и осмыслению. В тех редких сценах, когда старики прогуливаются по парку или заняты обычной болтовней о жизни, о внуках и о плейстейшен, Де Ниро, Уокен и Марин будто заставляют время замереть и подкупают одним своим сосуществованием в кадре.
Может, съемки фильма и правда были долгожданной встречей закаленных актеров. Да и в целом знакомые лица и милые в своей прямолинейности и наивности персонажи вызывают раздражение: Ума Турман в не совсем типичной для себя роли мамочки большой семьи; ее муж, вынужденный доказывать тестю, что не продался корпорациям и еще чего-то стоит; старшая дочь Миа, которая пытается построить первые в жизни отношения вопреки воле матери.
И конечно решительно настроенный внук, у которого в школе еще одна война с хулиганами- страшеклассниками. Возможно, «Дедушка НЕлегкого поведения» и нацелен на ровесников последнего или даже его младшей сестры (вечеринка в честь ее дня рождения и завершается разрушениями).
Но, к сожалению или к счастью, довольно сильно изменилось восприятие зрителя: то, что работало в комедии из девяностых или даже середины нулевых (вроде беспощадных ловушек Кевина в «Один дома») сегодня вызывает жалость и приступы тревоги. Когда Роберт Де Ниро (солдат, мафиози и просто один главных столпов Нового Голливуда) падает костями на пол, хочется не смеяться, а хвататься за сердце и сочувствовать старику. Если Том Хилл именно таким способом и пытался призвать публику беречь и уважать старших, то, пожалуй, ему это удалось.
Российские прокатчики добавляют колорита последним фильмам с Де Ниро. В нашей адаптации все комедии со знаменитым актером называют «Дедушка какого-нибудь поведения», создавая впечатления, что на экранах очередное продолжение. Впрочем, все эти фильмы и без того похожи один на другой, как будто под копирку.
Александр Губкин
6+
Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».