Завтра в Архангельске +2°CСеверодвинске +2°CОнеге +1°CВельске 0°CМирном 0°CШенкурске 0°CЯренске 0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 15.11.2020 14:30

Вар, верни хорошие сериалы!

15.11.2020 14:30
Рецензия на сериал «Варвары» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Барбара Эдер, Стивен Ст. Леджер

В ролях: Лоуренс Рупп, Жанна Гурсо, Давид Шюттер, Бернхард Шюц, София Ройз, Гаэтано Ароника, Джереми Миликер

Премьера: 23 октября

Давно пора смириться с тем, что слова «исторический» и «историчный» имеют совершенно разные значения. Похоже, именно историчности никогда не стоило ждать от исторических фильмов и сериалов. Всегда стоит быть готовым, что любое произведение этого жанра будет иметь крайне малое отношение к реальной картине, как бы не старались авторы убедить зрителя в обратном.

Сериал «Варвары» от Netflix вполне мог бы стать западным аналогом нашего «Викинга»: огромные бюджеты и разговоры об историчности в итоге превратились в парад стереотипов и откровенное перевирание отличного сюжета, который можно было экранизировать гораздо интереснее.

Сериал повествует о самом эпичном поражении Римской империи на начальном этапе ее становления — битве в Тевтобургском лесу на востоке современной Германии, случившейся в 9-м году нашей эры. Тогда конфедерация германских племен во главе с Херусками на голову разгромили 3 римских легиона, напав из засады во время перехода римлян через лес.

Это поражение остановило римскую экспансию за Рейн и империя более никогда не предпринимала масштабных попыток подчинить Магна Германию.

Сначала стоит отдать сериалу должное: к костюмам действительно подошли с некой любовью. Во всяком случае, римские солдаты наконец-то похожи на людей, а не на одинаковые фигурки с конвейера.

В «Гладиаторе», «Центурионе» или «Орле девятого легиона» легионеры одеты в одинаковые доспехи, носят одинаковые щиты и выглядят, как современная регулярная армия. Конечно, такого никогда не было. Несмотря на то, что новобранца одевали за счет государства, каждый солдат мог улучшать снаряжение в меру своего достатка.

Создатели «Варваров» это учли и в итоге мы видим и лорику хамату (кольчужный доспех), и лорику сегментату (пластинчатый) в одной манипуле. Пару раз даже мелькает сквамата (чешуйчатый). У солдат по-разному украшены кинжалы пугио, которые служили аналогом дембельского альбома и покупались за счет легионера. В кадре постоянно мелькают гладиусы разных типов.

Шарфики наконец то засунули под доспехи, наконец северным легионам выдали штаны и в этом сериале, пожалуй, впервые на экране показан римский вариант походного рюкзака на крестообразной палке.

Одним словом, на римлян приятно смотреть. Можно придраться к тому, что обмундирование легионов обгоняет описываемые события вперед лет этак так на 150-170, но не очень хочется. Тем более, что у массовой публики легионер ассоциируется именно с пластинчатым доспехом, квадратным щитом и каской с широкой защитой шеи.

На этом плюсы, пожалуй, заканчиваются.

В сериале не показана германская ауксилия (и чем тогда командовал предатель Арминий?), а сами германцы буквально состоят из стереотипов, которые уже в «Храбром сердце» смотрелись нелепо.

С одной стороны, в первых кадрах очень грамотно и достоверно нарисована германская деревня — главный длинный дом, от него «свиньей» расходятся прочие строения, выходом наружу. Всего нам показывают около 20 домов. Смотрится достойно, пока не узнаешь, что на экране главное поселение крупнейшего германского племени — Херусков.

Ни стен, ни рвов, ни многоуровневой обороны, ничего, что могло бы спасти хотя бы от волков. Небольшое поселение честных варваров, которые очень любят свободу. Видимо, чтобы не обижать германцев, римский лагерь показан, как палаточный городок без стен, рвов и дозорных вышек.

Но для рядового зрителя это всё условности, которые мало мешают восприятию произведения.

Перейдем к сюжету:

В первых сериях «Варвары» пытаются раскрыть предпосылки к германскому восстанию и проваливается в первые же минуты. Сразу понятно, что римляне здесь плохие, потому что плохие, а германцы хорошие потому, что живут сообразно природе и любят свободу.

В залитую солнцем деревушку, извините, столицу Херусков заходит римский отряд и без лишних разговоров начинает грабить, насиловать, вешать. Прямо, как тевтонцы из «Александра Невского». Германцы терпят до того момента, пока два солдата не вытаскивают из амбара последний бочонок медовухи.

С последним мириться невозможно. Начинается подготовка к революции.

Это описание, конечно, шутки ради, но в сериале все выглядит ненамного серьезнее. Зрителю не рассказывают, что Рим уже лет 20 как оккупировал все до Рейна, что у германских племен есть право самоуправления, есть статус «друга Рима», что долгое время большей части племен было невыгодно идти против империи, поскольку им давались преференции в торговле.

Не показано, как Рим набирал войска в Германии и использовал германскую ауксилию против других германцев, не говорится, что повышение оброка связано с двумя гражданскими войнами, которые раздирали еще Республику при Цезаре. Не говорится, что за год до этого из Германии вышли 8 ветеранских легионов, чтобы подавить иллирийское восстание.

Ничего не сказано о том, как Квинтилий Вар командовал тремя легионами новобранцев, с которыми зачем-то решил покорять остальную Германию, оставив тылы без прикрытия и показав Херускам, что за ними некому приглядывать.

Зрителю не дают права выбирать сторону. Прямо как в «Храбром сердце», а хочется как в «Последнем из Могикан». Римляне — абсолютное зло, германцы — борцы за свободу. Большего не завезли.

И ладно бы «Варвары» был полнометражным фильмом, но перед нами сериал. Сделайте на одну серию больше, расскажите про религию, покажите жертвенные дубы, обрисуйте политическую обстановку. Нет. Зато есть задорная варварская вечеринка с разговорами про конское дерьмо на полсерии. Забавно, но хочется другого.

По традиции, которую зародила «Игра престолов» целую серию отвели на финальную битву. При этом, от нее складывается двоякое впечатление. За 40 минут экранного сражения показано много мяса, драк и криков, но самой битвы почти нет.

Никто не держит строй, что являлось основой победы в то время, германцы не ходят фалангой (а они умели, чем сильно поражали римлян). Опять придумали какие-то нелепые манипуляции с огнем. Вокруг битвы в Тевтобургском лесу постоянно витают какие-нибудь «огненные легенды»: то германцы забрасывают колонну легионеров горшками с горючей смесью, то скатывают на них пылающие шары сена, а здесь просто поджигают землю под ногами оккупантов.

Германские воины одеты, как бомжи с дубинами. Между тем, знатный воин по уровню обмундирования и подготовки ничем не уступал легионеру.

И даже за 40 минут не получилось показать, что битва длилась 6 дней и не везде германские племена побеждали. В общем, зрелищно, но не исторично.

Причем, есть достойные примеры того, как и римлян показать оккупантами и вторую сторону достойными людьми: к примеру, «Клеопатра» 1963-го или румынские «Даки» 1967-го вообще показывают римлян с деревянными мечами, обмотанными фольгой, но прописанные персонажи и раскрытие обеих сторон конфликта делает эту деталь несущественной.

А когда диалоги не впечатляют, мотивация на уровне «черное/белое», приходится сидеть и разглядывать пуговицы.

Сериал «Рим», прости, мы все потеряли.

Александр Губкин. 

18+

Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле