Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−11°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 10:15

Бессмысленный и беспощадный

22.11.2020 14:22
Рецензия на фильм «Дорогие товарищи!» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Андрей Кончаловский.

В ролях: Владислав Комаров, Юлия Бурова, Иван Мартынов, Юлия Высоцкая, Андрей Гусев, Дмитрий Костяев.

Премьера: 12 ноября 2020 года.

Новый фильм Кончаловского — один сплошной парадокс. С одной стороны, семья Михалковых давно известна своей тесной связью с любой властью. С другой, Андрон — вполне рукопожатная персона, среди либеральной прослойки.

Кончаловский снял «Танго и Кэш», он же позвал Киркорова озвучивать крысогитлера в «Щелкунчик и крысиный король», а после выпустил крайне эстетский фильм «Грех», где заставил зрителя проникнуться муками творчества художников.

И вот на фоне протестов в Хабаровске, волнений в Беларуси и далеких американских бунтов выходит «Дорогие товарищи!» — картина о советском аналоге кровавого воскресенья. Продюсирует фильм известный бизнесмен и меценат Алишер Усманов. Оппозиционное СМИ «Медуза» одной из первых публикует трейлер, а после выпускает статью с желтым заголовком «Вторая Катынь».

Автор «Медузы» мажет исключительно черной краской советскую номенклатуру и проводит недвусмысленные параллели с сегодняшним днем. В это же время телеканал «Россия-1» пиарит фильм в прайм-тайм.

«Дорогих товарищей» тепло приняли на кинофестивале в Венеции и еще лучше на отечественном «Кинотавре». Если вся эта шизофрения — осознанный маркетинговый ход, — браво.

У разделенной на два лагеря российской элиты на протяжении всей первой недели проката не проходил когнитивный диссонанс. Оппозиционная аудитория как-то стесняется хвалить фильм с таким продюсером, а головы из телевизора, кажется, опасаются обсуждать контекст сюжета.

Коммунистам снова повезло: им ни секунды не пришлось выбирать позицию по данному вопросу. И, как ни странно, именно про сам фильм больше всего говорит только эта группа возбудившихся. Почему-то все немедленно приплетают Беларусь, российские протесты, забывая, что съемки закончились еще в 2019 году. Тогда Лукашенко еще готовился к выборам, а Фургал руководил краем.

Предлагаем посмотреть на «Дорогих товарищей» в вакууме. Как будто современной повестки не существует. Кончаловский никогда не ассоциировался с злободневными политическими манифестами, значит и в данном фильме его искать стоит в последнюю очередь.

Кино повествует о событиях в Новочеркасске, произошедших 1–3 июня 1962 года. Из-за повышения цен на мясо и молоко, понижения ставки на 10% и одновременного поднятия плана выработки взбунтовался Новочеркасский электровозостроительный завод.

От мирных забастовок быстро перешли к избиениям руководства, перекрытию железнодорожных путей баррикадами и захвату газовой насосной станции. Позже заводчане и примкнувшие, — цитата: «маргиналы и пьяницы» блокировали городской центр, где и началась та самая стрельба по людям.

Ситуация, мягко говоря, некрасивая со всех сторон. Люди работали на устаревшем оборудовании, а вместо модернизации начальство одновременно понижает зарплату и заставляет пахать еще сильнее. Причина бунта понятна: заводчане напрямую спрашивают у руководства «что нам жрать?», ответов не получают и потомки донских казаков начинают восстание.

Таким персонажам хочется сопереживать.

Прочитав несколько статей выясняешь, что некий токарь Сергей Сотников сутра «выпил спирту, а после 3 бутылки водки на двоих». То есть, к началу волнений бравый токарь был изрядно поддат. К вечеру он организовал вокруг себя группу рабочих, которые штурмом взяли газовую станцию, угрожали расправой оператору, заставили прекратить подачу газа на все предприятия и чуть было не отрезали трубу всему городу.

Уже ночью Сотников с товарищами вернулись в цех, носились по помещению, отключали станки, заставляя заводчан прекратить работу. Толпа разбежалась, когда один из работающих машинистов, которому они угрожали, заявил, что взорвёт насосно-аккумуляторную станцию.

Когда стихийный митинг вылился в город, одна группа пошла штурмовать отделы милиции и госбезопасности, чтобы освободить тех, кого задержали ранее. Судя по протоколам тех лет, шли не кричать под окнами, а захватывать оружие и технику. 

После того, как послышались первые выстрелы и попадали первые тела, кто-то кричал «Не бойтесь, стреляют холостыми!» Толпа верила и продолжала переть сначала на автоматы, а потом обратно. В давке погибло еще несколько человек.

Существенная часть задержанных в те дни оказалась рецидивистами.

Такому сопереживать хочется меньше.

Итог: по официальным данным убито 24 человека, 70 получили тяжёлые огнестрельные ранения. Несколько солдат ранены. Семь человек суд признал зачинщиками и приговорил к расстрелу. Шесетерых реабилитировали посмертно в перестройку. 103 человека получили сроки от 2-х до 15-и лет в колониях строгого режима.

Фотографий этой трагедии почти нет, вся информация взята из воспоминаний очевидцев, а официальных документов крайне мало. В частности, вызывает сомнения версия о том, что приказ «разобраться любыми способами» отдавал лично Хрущев. Все, кто пишет об этом постоянно ссылаются на книгу с желтым названием «Хрущевская слякоть» за авторством некоего историка, публициста и писателя Евгения Спицына.

Спицын закончил истфак МПГУ в 1991 году, что уже намекает на «непредвзятость» его позиции по поводу ЦК КПСС. В его книге нет ни соавторов, ни консультантов, ни рецензентов. Публикаций в научных изданиях не найдено (газеты — не научное издание). Вряд ли мысли Спицына могут иметь существенную научную ценность, так как он не потрудился оставить ссылки на документы.

Андрей Кончаловский избрал наиболее простой путь — повествование через личную драму одного конкретного участника событий.

Работница парткома Людмила (лучшая роль Юлии Высоцкой) — убеждённая коммунистка и сталинистка, которая неотступно следует всем указаниям сверху. Когда на одном из ближайших заводов начинается забастовка, она одной из первых кричит, что к баламутам надо применять самые жестокие меры.

По бастующим открывают огонь, и на улицах Новочеркасска проливается кровь мирных демонстрантов — а Людмила перестаёт быть настолько уверенной в своих догмах.

К тому же где-то в пылу кровавой бойни теряется её дочь. Найти её никак не получается — даже в морги посторонних не пускают.

«Дорогие товарищи!» — это действительно парадоксальный портрет советского человека, пойманного в безысходности конфликта между политическим инстинктом и человеческим чувством. Последнее, само собой, оказывается сильнее.

Главная героиня застала войну, истово верит в Сталина даже в 62-м, при этом подворовывает помаленьку и именно она громче всех выступала за жесткий разгон пока еще мирных бастующих. Типичный мелкий функционер, который потерял контроль над ситуацией и теперь сильнее всего желает, чтобы начальство не узнало.

У Юлии Высоцкой отлично получилось с помощью мимики передать трансформацию персонажа. По лицу Людмилы видно, как личное (дочь) за секунду становится ей важнее общественного.

Сама демонстрация трудящихся (кстати, в массовке сыграли настоящие жители Новочеркасска — для них это стало своего рода «Бессмертным полком») почти всегда остается за кадром. При этом стоит отдать должное: те документальные кадры, которые можно было воссоздать, Кончаловский воссоздал.

Нашлось место и метафорам. Река Дон в начале ведет зрителя по мосту из прошлого в будущее. Так любимые Михалковыми отсылки к Библии — на месте.

«Дорогие товарищи!» отдает безысходностью с самого начала. Казаки купают коней (прошлое России) под Интернационал, который предлагает все разрушить до основания. К середине выясняется, что «Бога на Дону нет». Главный посыл фильма — если ситуация безвыходна, то всегда можно «все взорвать и начать сначала».

Нужны ли такие фильмы? Безусловно. Не стоит стесняться истории. Так ли важна привязка к местности и строю? Едва ли. Поменяй КПСС на Республиканскую партию или Римскую империю, и внутренняя драма персонажей не пострадает. И точно не стоит проводить параллели с сегодняшней действительностью. История о человеке внутри государства, а не о конкретном государстве. 

Кончаловский показал, что любой свободен выйти на площадь и умереть. От смерти пехотинца ничего не изменится. Может быть, через 60 лет о нем снимут неплохой фильм, который соберет кучу наград.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле