Из чванливого чиновничьего бенефиса фестиваль превратили в действительно приятный ивент. «Arctic Open» стал приобретать человеческое лицо.
Напомним, в прошлом году наша редакция в негодовании писала следующее:
«Уберите всё подражательство настоящим кинофестивалям, дорожки, фотосеты, премии, вступительные речи чиновников. Бог с ним, поднимите цены на билеты, но начните возить в Архангельск кинематограф.
На деньги спонсоров устройте открытые лекции Быкова, причём и Юрия, и Дмитрия, ещё раз пригласите того же Долина. Открытый диалог с Ренатой Литвиновой, Александром Хантом, Звягинцевым, Михалковым, Кончаловским и далее».
И в 2020 году организаторы поступили именно так: устроили открытый диалог с драматургом Иваном Вырыпаевым, а перед этим показали два его фильма. То есть, на встречу с автором пришли не только фанаты режиссёра (сколько их вообще в Архангельске?). Зритель мог посмотреть, с кем имеет дело, а потом полтора часа общаться с творцом.
Учитывая, что залы нельзя заполнять полностью, беседа получилась весьма уютной.
Настоящий бенефис получил культовый советский мультипликатор Андрей Хржановский. Мало того, что показали 5 его фильмов — и старых, и новых, так ещё и устроили онлайн-встречу с автором, а перед каждым фильмом давали краткий комментарий режиссёра.
Очень приятным бонусом к программе стал документальный фильм Николая Солодникова «Сквозь всю зиму». Солодникова вы могли помнить по интернет-проекту «Ещёнепознер». Сам по себе он приятный человек в роли ведущего и интервьюера. Именно он открывал вечера с Сокуровым, Долиным, Козыревым и Кураевым. Надеемся, что Архангельск наладил тесное сотрудничество с Николаем, и интересных проектов с его участием будет больше.
Всю «арктическую» программу задвинули куда-то на задворки расписания, порожняковые фильмы с северной природой занимают не так много места, что безусловно радует.
Архангельску наконец-то показали людей, создающих российское независимое кино. Пожалуй, впервые за свою историю «Arctic Open» оправдал заявленный синопсис.
Ложкой дёгтя в программе стал фильм о Грете Тунберг. Такое ощущение, что престарелые организаторы попытались прорваться в молодёжную политику, но не смогли.
Не секрет, что Грету Тунберг некоторые мировые лидеры считают плохо проинформированным, но мощно заряженным «проектом». И задача именно этой картины показать, что юная Грета хоть и обладает некоторыми суперспособностями (вроде владения английским на уровне бывшего министра спорта России), но всё же это живой, реально существующий человек.
И не признать, что порой она раздражает, а когда-то даже пугает, будет таким же лицемерием, с которым мировые лидеры после её выступления обещают снизить выброс парниковых газов прямо завтра.
А Грета всё-таки ребёнок. Вот она расчёсывает собаку, самозабвенно танцует, смеётся с отцом над хамскими комментариями к её выступлениям. А ещё работает над очередной пламенной речью, отказывается от еды, требует, чтобы мать счистила с венчика в миску всё тесто, потому что всё должно быть «правильно».
Моменты, которые должны были быть интимными, кажутся постановочными — то ли из-за прямолинейности Греты, всегда выглядящей так, будто она играет какую-то роль, то ли из-за неловких закадровых монологов, которые чаще всего звучат в самых нелогичных местах, то ли из-за слишком навязчивой закадровой музыки, которая была бы уместнее в игровом фильме.
А может, из-за слишком явного желания режиссёра показать Грету «обычной девочкой», которая умеет плакать, смеяться и испытывать страх.
Моменты же, которые должны были бы стать триумфом, настолько растиражированы, что кажутся скучными. Знаменитые речи «Включен ли у меня микрофон?» и «Как вы смеете?» растащены на мемы и давно уже выглядят пародией на Грету.
Режиссер уверен, что «Я, Грета» снята с точки зрения пятнадцатилетней девочки: ее папа выглядит смешно, мамы почти не видно, во дворце просторно, но скучновато, океан большой, мир движется к катастрофе, а если на секунду отвернуться от гигантской армии слушателей, они, конечно же, сразу о тебе забудут. На самом деле фильм снят с точки зрения взрослого, который не может ни понять, ни объяснить свою героиню.
А самый главный просчёт фестиваля снова лежит на плечах организаторов. Фестиваль наконец взял верный курс, но коронавирус и тут всё сломал. Казалось бы, объясните инвесторам, что безопасность людей важнее, что деньги надо законсервировать до следующего года, а освободившееся время занять переговорами с большим количеством спикеров и интересных авторов.
Эта фотография — апогей лицемерия. Дети болеют короной не хуже взрослых. Тут же все без масок, обнимаются, веселятся, пока…
И это не нагнетание негатива. К примеру, в ноябре в Екатеринбурге тоже провели фестиваль независимого кино. Все также сидели в шахматном порядке, с масками на подбородке. Улыбались, фотографировались, выбирали победителей, а когда пришло время награждать лучших, до 4-х человек не смогли дозвониться.
Выяснилось, что конкурсанты, извините, вымерли в буквальном смысле. Двоим из них не было и 25 лет. Молодые творцы могли бы внести вклад в отечественное кино, но какой-то заштатный фестиваль стал концом их жизни. Всё из-за типичной русской беспечности.
Взгляните на фото: шахматный порядок присутствует только номинально. Маски правильно носит каждый третий. А очередь в гардероб и за билетами — лучшая среда для вируса. Заместитель начальника оперштаба Артём Вахрушев постоянно требует доказательств нарушения режима — вот они, выложены в официальном сообществе:
Про инвесторов мы упомянули не просто так. Каждый год на этот фестиваль выделяются частные и государственные миллионы, плюс президентский грант. Только в этом году программа фестиваля начала отвечать хоть каким-то нормам эстетики, но окупиться это мероприятие не могло в принципе из-за упомянутых ограничений.
Очевидно, что «Arctic Open» организуют не самые лучшие менеджеры, и ежегодно фестиваль работает в минус. Складывается ощущение, что топовым архангельским компаниям нет дела до того, куда уходят их деньги.
Организаторы наконец взялись за ум. Может быть, пришло время и инвесторам подключиться к этому процессу? У лидеров лесопромышленной отрасли, например, явно больше возможностей притащить в Архангельск какую-нибудь звезду, а прослойка интеллигентов подскажет, какую именно.
Люди послушают какого-нибудь Серебренникова, посмотрят на логотип компании за его спиной и подумают: «Какие наши бизнесмены молодцы, такого человека нам привезли!»
Журналистам редакции кажется, что организаторы наняли кого-то извне для формирования новой программы фестиваля. Вероятно, люди, которые год за годом клепали расписание из фильмов про поморские кокошники, как-то не могут за 10 месяцев перестроиться на актуальную российскую культуру.
Может быть, «Arctic Open» и вовсе стоит отобрать у его создателей и начать давать деньги тем, кто знает, как привлечь молодёжь. Если мы не правы и у архангельских культурных старожилов внезапно открылись глаза, то приносим извинения и выказываем уважение.
P.S.
Люди, ответственные за проведение фестиваля, которые якобы открестились от скандально известного Лойтера, опять обманули аудиторию: его имя снова значится в списках организаторов.