Завтра в Архангельске−22°CСеверодвинске−23°CОнеге−24°CВельске−25°CМирном−24°CШенкурске−28°CЯренске−18°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 07.02.2024 18:47

Ходи уже!

02.01.2022 11:45
Рецензия на фильм «Чемпион мира» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Алексей Сидоров

В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов, Виктор Сухоруков

Премьера: 30 декабря 2021 года

Наверное, уже десять лет назад мантра «Запад у нас ничего не спрашивал, но мы ему ответим» звучала очень избито. Тем не менее, это направление развития нашего кинематографа до сих пор живо и актуально.

Современные «ответы» научились маскироваться. Теперь никто на каждом углу не кричит, что выпускает «свою версию» популярного голливудского проекта. Наоборот, сегодняшние авторы всячески пытаются выдавать свои творения за что-то оригинальное и самобытное.

Например, фильм «Викинг» — это наш отечественный долгострой, созданный, чтобы показать, как оно было на самом деле, а вовсе не попытка выехать на популярности канадского сериала «Викинги». Ну и что, что князь Владимир имеет очень мало общего со скандинавскими лихими воинами. Если есть возможность совместить популярный сеттинг и известно-скрепную историческую личность, то почему нет?

А фильм Данилы Козловского «Чернобыль» появился вовсе не потому, что HBO выпустила сверхпопулярный одноименный сериал годом ранее, а «потому, что в обществе созрел запрос на правду о тех событиях» и вообще, «мы начали работу над сценарием раньше британцев и это они у нас всё украли».

Точно такая же история получилась и с «Чемпионом мира». Пока мир не взорвал «Ход королевы» от «Netflix», в России никто не вспоминал, что когда-то и у нас были великие шахматисты. По забавному совпадению, отечественные творцы осознали, что экранизация шахматных партий может иметь успех, только после западного релиза на ту же тему.

К сожалению, производство фильма — дело небыстрое и «наш ответ» отстал от тренда шага на три, а то и больше. Зритель уже забыл ажиотаж от «Хода королевы», переболел «Игрой в кальмара», а сегодня уже почти закончил обсуждать второй сезон «Ведьмака» от тех же «Netflix».

В 2022 году «Чемпион мира» смотрится именно, как калька с западного сериала, а каждый первый посмотревший сравнивает российский фильм с многосерийкой от «Netflix». Спойлер: западный вариант выигрывает почти по всем параметрам.

Начнем с того, что данная лента снята по методичке, набившей оскомину любому, кто смотрит хотя бы по 2-3 «государственных» фильмов в год. События разворачиваются в 1978-м, с одной стороны доски нам показывают Виктора Корчного — эмигранта, ярого антисоветчика, критика советского строя, одним словом, авторы лепят из него олицетворение термина «диссидент». Против него играет молодой советский патриот Анатолий Карпов. Угадайте, на чьей стороне симпатии авторов, а кто «предатель, лжец, девственник»?

Опустим реальные биографии этих великих шахматистов. В данном контексте интереснее, какие характеры прописывают современные сценаристы, имеющие идеологический заказ от того, кто финансирует фильм.

Корчной — чистый мракобес. По лору фильма, он сбежал из СССР только потому, что рассорился с коллективом и лишился премии в 100 рублей. Он в каждом диалоге ругает тиранию, но не предлагает ничего конкретного. В общем, типичный оппозиционер образца конца десятых годов XXI века по версии текущей пропаганды. Еще и в экстрасенсов верит.

Экстрасенсы — это не шутка. Сценарист на полном серьезе прописал магическую линию в фильме про шахматы. Фильм недвусмысленно намекает, что у Корчного получается побеждать в том числе и за счет магии.

Персонаж по фамилии Карпов прописан не менее топорно, только со знаком плюс. Зрителя буквально заставляют сопереживать герою. Мало того, что он в довольно юном возрасте выходит на игру против матерого соперника (и, похоже, колдуна), вдобавок к этому у шахматиста смертельно болен отец, не клеятся отношения с девушкой, еще и партия беспрестанно давит, приказывая публично разгромить диссидента ради внешнеполитического пиара. Иными словами, очередная «победа вопреки» — клише слишком заезженное даже для российского кино.

Необходимо также сказать пару слов о режиссере и его фирменных приемчиках, которые действительно смогли удивить. «Чемпиона мира» снял Алексей Сидоров — режиссер легендарного «форсажа на танках» под названием «Т-34». Почерк маэстро виден невооруженным взглядом: во-первых фильм выходит в канун Нового года, как и «Т-34», а, во-вторых, Сидоров так сильно пытался динамично показать шахматную партию, что вышел «форсаж на доске».

Во время игры случаются настоящие наркотические трипы: камера резко наезжает на фигуру, которая превращается в дешевую 3D-модель, оживает и фильм о шахматной партии на полминуты превращается в финал первой части Гарри Поттера. Пытаясь добавить эпичности, Сидоров снял ключевые ходы в слоу-мо. Шахматы. В слоу-мо. Комментаторы же беснуются, словно присутствуют на боксерском поединке, а не на многомесячной партии.

Но при всем этом фильм невероятно нудный. 2,5 часа хронометража тянутся вечность, после первого акта почти все главные герои перестают развиваться, а ненужных второстепенных персонажей становится только больше.

Два главных актера не стараются от слова «совсем». Хабенский в очередной раз играет Хабенского из «Метода», разве что, язвит побольше, а Иван Янковский в любой непонятной ситуации отрешенно смотрит в одну точку и морщит лоб. Не важно, поплохело ли отцу или лишился важной фигуры — мимика одинаковая.

В «Чемпионе мира» не получилось практически всё. Местами можно порадоваться приятной картинке, но не более. В очередной раз «наш ответ» оказался пустой внутри и очень прямолинейной агиткой, недостойной внимания даже в праздники.

Александр Губкин

6+

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле