Режиссёр: Максим Бриус.
В ролях: Дмитрий Быковский-Ромашов, Евгений Романцов, Вольфганг Черны, Карина Разумовская, Александр Вонтов.
В прокате с 28 января.
На экраны российских кинотеатров выходит военная мелодрама про первую женщину, удостоенную званием Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, — Зою Космодемьянскую.
К тому, что современных героев в Россию не завезли, все давно привыкли, но тема Второй Мировой начинает ощутимо раздражать. Еще 3-4 года назад российского зрителя сношали отечественными творениями два раза в год: летом в честь начала войны и весной в честь конца.
Сегодня из-за коронавируса индустрия сбавила темпы, но даже в такое время умудряется раз в сезон снабжать кинотеатры духоподъемным кино. Только про полкового пса Шарика еще не сняли.
Патриотизм — дело общественное, поэтому рейтинг у фильма 12+. Напомним некоторые аспекты биографии Космодемьянской:
Часовой на протяжении четырёх часов периодически водил её босой в одном белье по улице на морозе. До получаса они вдвоём оставались на улице, затем часовой заходил на 15 минут погреться и заводил Космодемьянскую в дом. Ноги Зои получили обморожение.
После казни ее тело висело в петле еще больше месяца. Виселицу спилили только 1 января 1942 года.
Фотографию Космодемьянской из газет того времени не будем вставлять по этическим соображениям.
В отличие от современной версии одноименный фильм 1944 года не стеснялся своей агитационной направленности, четко знал, для кого он снят и что пропагандирует. Тогда этот фильм был нужен, а «Зоя» 2021 года смотрится неуместно с идеологической точки зрения и ничего не представляет с художественной.
В результате выходит та самая драма, премьеру которой зачастую ставят после блока новостей. Саму Зою наделяют характеристиками героинь провинциальных мелодрам, антагонистов как таковых в картине практически нет, а появляются они украдкой и только в диалогах.
Где же та самая сильная волевая личность, которая даже имени своего не сказала нацистам? Вся история похожа на какой-то фарс и неаккуратно сложенную фантазию без каких-либо исторических фактов.
Итак, в фильме есть протагонист — Сталин, есть и антагонист — немецкий гауптман Зоммер. Именно он приказывает пытать и повесить Зою, но в то же время также испытывает к ней едва ли не сверхъестественное притяжение — восхищенный ее мужеством, он предлагает партизанке перейти на темную сторону, страстно цитируя Ницше.
В кульминационный момент протагонист и антагонист символически встречаются: когда перед смертью Зоя кричит «Не бойтесь! Сталин придет!», гауптман окончательно понимает, что дело его проиграно и впереди его ждет неотвратимое возмездие.
Кого в фильме «Зоя» нет, так это самой Зои, о которой как о человеке зритель узнает даже меньше, чем из официальных советских биографий. В самом начале она представляет собой усредненный светло-оптимистичный образ школьницы довоенного времени.
Сняты «мирные» сцены максимально фальшиво — даже мимика актеров не совпадает с наложенной позже озвучкой. Потом Зоя — просто тело, которое бьют и мучают, превращая в окровавленный кусок мяса.
Эти эпизоды поставлены тщательно, натуралистично, с вниманием к деталям, которому не помеха и возрастной рейтинг. Разве что перед сценой группового изнасилования экран милосердно уходит в затемнение.
Как без этого обходились в 44-м? Неужели плакатный образ Космодемьянской возможно построить без преклонения врага перед героем и групповушки?
В эпилоге авторы вновь вспоминают про Сталина — он скорбно стоит над могилой Зои, пока титр услужливо пересказывает якобы существовавшую на фронте легенду о его секретном распоряжении не брать в плен служащих 332-го полка вермахта — тех, что замучили партизанку.
Почему этот приказ не использовали в агитации и следов от него не осталось — загадка.
В 90-е про Зою ходили самые разные слухи: от психической неполноценности до службы нацистам. Спустя пару десятков лет новая жизнь создает новые мифы, почему-то подозрительно похожие на самые лживые и подлые из старых. И снова в них не находится места живым людям — только героическим покойникам.
В качестве длинного послесловия хочется отдельно остановиться на каком-то неудержимом восхвалении Сталина в «Зое» 2021 года. Тут он почти бог во плоти. Сам Мао выразил бы респект такому образу вождя в 2021 году.
Впервые Сталин появляется на экране примерно на десятой минуте фильма, в сопровождении титра, рассказывающего о приказе ставки верховного главнокомандования № 0428 от 17 ноября 1941 года, известном как приказ «выгнать немцев на мороз».
Именно в соответствии с ним были созданы диверсионные отряды из вчерашних школьников и студентов, которые должны были пробираться в тыл врага, стоявшего уже практически под Москвой, и уничтожать населенные пункты, в которых остановились немцы.
Читая приказ, верховный главнокомандующий чуть ли не со слезой в голосе вопрошает: «Но ведь там же люди? Что будет с ними?» — и сам же себе отвечает: «Но если мы не примем жесткие меры, нам этого не простят». Хочется прижать к груди этого нежного усача, успокоить.
Подписывая приказ, еще раз подчеркивает: «Нам ничего не забудут и не простят», намекая, очевидно, на неблагодарных потомков, которым вздумается пересматривать и анализировать его действия во время войны, а также до и после нее.
По поводу «Зои», работа над которой шла с конца 2016 года, генералиссимус мог бы не волноваться. Конечно, здесь он предстает не таким внушительным памятником самому себе, каким его играл, скажем, Михаил Геловани в «Падении Берлина» (1949).
Он старше, выглядит усталым, на челе застыла тяжкая дума о спасении Отечества в самый черный час. Однако во всем остальном это идеальный вождь народов: он лично является в кунцевский центр подготовки диверсантов, чтобы благословить Зою и других на подвиг, отказывается от эвакуации в Куйбышев, вспоминая свой единственный разговор с героиней, который звучал так:
— Не боишься?
— Я ничего не боюсь!
И так звучат почти все диалоги в этом фильме.
И вообще Сталин имеет с Зоей почти мистическую ментальную связь, преодолевающую время, пространство и даже смерть.
Александр Губкин
12+
Редакция благoдарит кoмпанию «Шестеoзерье-лес» за пoддержку рубрики «Культурный смoтритель».