С 1 марта 2021 года в Архангельской области вновь подорожал проезд в общественном транспорте.
Напомним, что в последний раз тарифы на перевозки повышались в августе 2019 года. Тогда стоимость проезда выросла с 26 рублей до 28. На сей раз перевозчикам разрешили поднять цену только на один рубль.
Аккурат к повышению цен наша редакция проделала кропотливую работу и досконально изучила городскую автобусную сеть. Несколько недель журналисты катались на автобусах и анализировали пассажиропоток. Нашей целью было изучить, отвечают ли действующие маршруты запросам архангелогородцев.
Оказывается, что далеко не все перевозчики преисполнены желания катать поморов в поздний час, при этом показывая реально высокий уровень пассажиропотока. Сразу оговоримся, что мы исходили не только из наших наблюдений, но и общения с горожанами.
По нашим сведениям, на сегодняшний день в столице Поморья функционируют 30 маршрутов, которые исполняют 266 автобусов. Мы разделили маршруты на пять видов пассажиропотока:
- высокий — три маршрута (№ 1, 5, 44);
- средний — шесть маршрутов (№ 6, 42, 43, 54, 60, 64);
- ниже среднего — пять маршрутов (№ 10, 11, 69, 75, 76);
- низкий — шесть маршрутов (№ 4, 9, 41, 62, 65, 3);
- отрицательный — восемь маршрутов (№ 7, 12, 15, 23, 31, 33, 63, 180, 38, 18).
Всё это исключительно частный бизнес. Отметим, что маршруты № 38 и 18 являются дотационными.
Раньше всех, например, движение начинают маршруты № 31, 5 и 9 — с 5:20 и 5:30 соответственно.
Кроме того, именно «пятёрка» последней завершает рабочий день, начиная заключительный рейс в 23:30.
Изучая маршруты и пассажиропотоки, мы пришли к выводу, что именно доступность транспорта в вечернее время считается одной из главных головных болей у поморов. После десяти часов вечера уехать в Архангельске куда-то на автобусе практически нереально.
Более того, один из самых востребованных маршрутов и вовсе заканчивает движение в 19:00. Это мы говорим про небезызвестную «единичку» (контракт заключён с ООО «Ресурс-авто»). Пожалуй, это одна из самых острых претензий от пассажиров к перевозчикам.
Судите сами: маршрут № 1 охватывает улицы Урицкого, Тимме, а также Троицкий и Никольский проспекты, начиная движение с железнодорожного вокзала и заканчивая на Кедрова. Очевидно, это никак не отвечает запросам граждан.
Аналогичные вопросы люди задают и в адрес 44-го маршрута (контракт заключён с ООО «АТП‑1»), последний рейс заканчивается в 21:08. Как известно, он двигается по Ленинградскому, Троицкому, Советской, Маймаксанскому, заканчивая путь на «аллее героев». Тут мы в очередной раз получаем популярный маршрут с высоким пассажиропотоком, который не работает после 22:00.
Из самой высокой категории в позднее время работает только «пятёрка» (контракт с заключён с ООО «Архтрансавто»), охватывая Московский, Обводный, Гагарина и Адмирала Кузнецова. Здесь к длительности работы маршрута претензий нет. Фактически именно маршрут № 5 остаётся единственной связью между Ленинградским, центром и Соломбалой в позднее вечернее время.
Здесь ещё важно уточнить, что у «пятёрки» и 44-го по 25 рейсовых автобуса. Это самый большой показатель из всех, что нам удалось найти. Так, например, у 64-го ходят 20 автобусов, у 60-го — 18. По 17 автобусов на маршрутах № 9 и 10.
Исследовав рынок пассажирских перевозок, мы пришли к следующему выводу: как минимум 11 автобусным маршрутам стоило бы подкорректировать свои расписания. Пожалуй, для «единицы» и 44-го данный вопрос наиболее актуален.
Итак, мы считаем, что маршруты № 1 и 44 вполне себе могут работать до 23:30, как это делает «пятёрка». Если перевозчики пойдут на изменения в расписании, то пассажиры смогут вечером уехать в любом направлении, и вопрос недоступности транспорта будет снят сам собой.
Это же касается и других маршрутов, например, № 9, 62 и 43. И тогда по вечерам люди не будут мёрзнуть на остановках или нервно вызывать такси по телефону.
Вопрос в другом: почему перевозчики не идут на столь нужные пассажирам изменения?
Очевидно, дело в прибыли, которую они получают за отработанное время, собирая все так называемые «сливки» с востребованных маршрутов. Это очень лакомые куски пирога, от которых не хочется отказываться. Какой смысл работать в более позднее время, когда пассажиров меньше?
Именно поэтому мы и говорим об ответственности бизнеса, который слышит пожелания граждан. Разговор о заработках и налогах на рынке автоперевозок мы продолжим в следующем материале.