Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске0°CМирном0°CШенкурске−1°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 01.02.2024 22:59

А он точно Великий?

21.03.2021 11:00
Рецензия на фильм «Александр» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Оливер Стоун.

В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Джаред Лето, Энтони Хопкинс, Джонатан Риз Майерс, Розарио Доусон, Кристофер Пламмер.

Премьера в России: 24 ноября 2004

Так как архангельский прокат не пожелал порадовать нас чем-то достойным (и не описанным ранее на ИА «Эхо СЕВЕРА») на этой неделе, предлагаем читателю обратиться к недалекому прошлому и рассмотреть незаслуженно-обделенный вниманием фильм Оливера Стоуна 2004 года выпуска — «Александр».

На родине Стоуна данное кино, похоже, совсем никто не воспринимает всерьез. Европа пропустила мимо себя эту картину, а в Греции и вовсе запретили прокат. Местные чиновники сочли, что режиссер-американец опозорил их национального героя.

В нашей стране почему-то судьба «Александра» сложилась абсолютно иначе. В России фильм посмотрело 2,5 миллиона зрителей, а в Америке — 5,5 миллионов. В отечественном прокате картина собрала чуть ли не больше, чем в половине Европы. Его рейтинг на западных площадках пробивает дно, а у нас средняя оценка — 6-8 баллов из десяти.

Российский успех не помог и фильм с треском провалился в прокате, еле вышел в ноль за счет мировых сборов и оставил студию в диком минусе. Самая дорогая работа в карьере Стоуна едва не лишила его профессии.

У «Александра» редкая коллекция антинаград «Золотая малина» в шести номинациях:

  • «Худший фильм».
  • «Худшая мужская роль» (Колин Фаррелл).
  • «Худшая женская роль» (Анджелина Джоли).
  • «Худшая мужская роль второго плана» (Вэл Килмер).
  • «Худший режиссёр» (Оливер Стоун).
  • «Худший сценарий».

При всем этом, это кино по-своему уникально и имеет ряд преимуществ, недоступных другим историческим картинам.

Как минимум, потому, что вспомнить хотя бы 10 фильмов про древнюю Грецию — не такая простая задача. Сразу на ум приходят почти ровесники «Александра» — «Троя» и «300 спартанцев». Если подумать подольше, то всплывут «Ясон и Аргонавты» 2000-го, «300 спартанцев» 1962-го и «Александр Великий» 56-го, а поисковик подскажет еще пару картин 30-х, но это было так давно, что только сами древние греки их и помнят.

Знаменитые пеплумы второй половины ХХ века не берем, поскольку все они о Риме. Эстетика похожая, но между Римом II века нашей эры и Грецией III века не нашей огромная пропасть.

Единственное, что объединяет вышеперечисленные произведения — любое из них имеет крайне малое отношение к визуализации истории. Иными словами, что в «Трехстах спартанцах» Снайдера, что в одноименном кино Мате (1962) все вокруг — лишь фантазия режиссера и художника по костюмам.

«Александр» Стоуна — исключение из правил. Чего у этого режиссера не отнять, так это любви к деталям окружения и документального отображения реальности в кадре. Например, его «Взвод» и «Башни-близнецы» можно ругать за искажения фактов в повествовании, но многие сцены будто сняты на месте событий (забудем про финал «Взвода»).

Глаз радуется, глядя, как в столице Македонии Пелле изваяния из мрамора стоят раскрашенные, какими и были 2,5 тысячи лет назад, декорация амфитеатра Филиппа точно повторяет археологические раскопки. Для тех, кто любит придираться к неисторичным дверным ручкам в кино, будет крайне любопытно посмотреть детальную визуализацию Вавилона и Александрии, сделанную командой Стоуна.

Как бы ни был плох этот фильм, за такие вещи хочется уважать режиссера и съемочную группу.

Апогей субъективной любви автора рецензии к «Александру» наступает во время битвы при Гавгамелах (то самое сражение, в котором юный Македонский разбил куда более многочисленную персидскую армию царя царей Дария III, открыв дорогу на Вавилон).

Как было бы здорово, если Стоун просто полтора часа показывал только эту баталию. Наконец, македонская фаланга выглядит так, как могла бы на самом деле: открытые шлемы, небольшие щиты, льняные панцири и медленный, ровный строевой марш в атаку. Объезд войск Александром под шелест 4-метровых сарисс — заглядение, а не сцена.

Именно из-за идеальной визуализации Гавгамел, неясно, почему все настолько плохо до и после.

Почему один и тот же режиссер может заставить актеров научиться скакать на лошади без седла и стремени ради достоверности, но не может объяснить, как нужно играть свои роли? 

Вероятно, Оливер Стоун слишком сильно хотел придумать своего Александра. Добрую половину фильма мы смотрим, как будущее воплощение Амона Ра ссорится с отцом — пьяницей, тираном, но великим воином и ищет утешения у матери, которую зачем-то сделали дикаркой (македонец Филипп не мог считать варваром девушку из греческого Эпира).

А могли бы смотреть на покорение Фив, Южной Греции, Египта, иранских царств. Вместо того, чтобы показать политические интриги внутри Персии, позволившие грекам победить, Стоун старательно убеждает зрителя в наличии у Александра гомосексуальных наклонностей. Может, они и были, никто не знает, но Александр Македонский — не Харви Милк. В его биографии ориентация играет далеко не главную роль.

Доходит до того, что Гефестион (возлюбленный Македонского по версии Стоуна) — командир лучшей в мире конницы, лично участвовавший в десятках сражений, ругается с Роксаной (варварской женой Александра), как побитая ревнивая девочка.

К слову, истерит чуть ли не каждый первый персонаж фильма: мать главного героя Олимпиада орет на Филиппа, Филипп на жену и сына, Александр на мать, свою жену и генералов, генералы друг на друга. Надо полагать, знать, цари и живые боги так себя не ведут. Причем, орут неправдоподобно. Все «Золотые малины» за актерство — заслуженные.

Не меньшие беды случились и с монтажом.

Весь сюжет — это огромный флэшбек из головы постаревшего Птолимея (македонский генерал, получивший в наследство Египет). За первые полчаса сюжет пару раз переносится из детства Македонского, в его юность и обратно. Все это время будущий царь решает семейные проблемы. Резкий переход и македонское войско уже в Персии, снова флэшбэк в детство и опять взрослый Александр уже в Индии, флэшбэк и он уже больной едет умирать в Вавилон.

Из-за этого совершенно теряется восприятие похода в Азию, как многолетней кампании.

Из двухчасового хронометража от силы минут 40 никто не выясняет отношения и не закатывает истерики. Вероятно, легенды об Александре Великом мы любим не за это.

«Александру» пророчили стать возрождением жанра пеплумов, но в результате именно этот фильм поставил крест на высокобюджетном историческом кино. Рядовому зрителю неважно, исторично ли завязаны шнурки на сандалиях воинов, и ему Стоун оставил только посредственную гей-драму в историческом сеттинге с переигрывающими актерами первой величины.

Тем не менее, этот фильм стоит просмотра ради погружения в отлично-проработанный античный мир и одной из лучших батальных сцен.

Александр Губкин

16+

Редакция благoдарит кoмпанию «Шестеoзерье-лес» за пoддержку рубрики «Культурный смoтритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле