6 апреля в Архангельске состоялся семинар «Профилактика деструктивных, в том числе террористическо-экстремистских явлений в среде несовершеннолетних». Своими мнениями с редакцией «SM-news» поделились 3 специалиста, выступившие на семинаре.
Корреспондент:
— Расскажите, пожалуйста, кратко о круглом столе, который прошёл 29 января с правоохранительными органами. Я так понимаю, что после него появилась идея нового семинара?
Татьяна Соколова, директор ГБУ АО «Центр „Надежда“»:
— 29 января 2021 года был проведён круглый стол с надзорными и правоохранительными органами. Нам было очень важно встретиться с сотрудниками для того, чтобы обсудить общие проблемы и предложить инициативу по включению изменений и дополнений в действующее законодательство, которое защищает детей от вредной информации.
Этот круглый стол дал нам толчок, чтобы проводить дальнейшие мероприятия, но уже с работниками педагогической сферы. В сентябре месяце мы планируем ещё одно мероприятие, которое будет длиться на протяжении двух дней. Туда мы планируем пригласить специалистов сферы образования, социальной защиты и других органов системы профилактики, так как мы должны работать совместно в теме профилактики экстремизма и терроризма.
Сегодняшнее мероприятие нацелено на заместителей директоров по воспитательной работе, которые фактически отвечают за профилактику любого детского неблагополучия у обучающихся. Мы рассчитывали и надеялись на то, что педагоги придут на мероприятие со своими вопросами к ведущим, поскольку когда дети взрослеют, они демонстрируют порой небезобидные шутки, жестокость, цинизм и прочее, с чем сложно согласиться и отреагировать.
Наша задача заключалась в том, чтобы педагоги могли замечать признаки, которые при определённом стечении обстоятельств могут привести к провокационному действию со стороны подростка. Мы знаем, что лица, преследующие преступные экстремистские цели, легко и умело пользуются детьми, опираясь на особенности детской психики.
На семинаре Ян Алексеевич (Лагутенко, — прим. ред.) много рассказывал и показывал примеры о том, что вербовка в Интернете — абсолютно реальная вещь. Просто родители этого не знают и, как правило, не подозревают, с какими опасностями может столкнуться ребёнок, находясь в Интернете.
Корреспондент:
— Такие семинары помогают заговорить об этом. У нас в России не происходит никаких масштабных исследований, как вы сказали на семинаре. Всё основывается на иностранных исследованиях. Только подобные семинары могут помочь?
Татьяна Соколова:
— Да, это так. Масштабных исследований нет. Специалисты помогают детям преодолеть кризисы. Но остаётся много вопросов — например, как снизить количество факторов риска и как сформировать более надёжную психологическую защиту. Для получения ответов необходимы масштабные мониторинги, научные исследования.
Корреспондент:
— Расскажите о своей точке зрения на семинар.
Наталья Иванникова, заведующий отделением сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях ГБУ АО «Центр „Надежда“»:
— Моя задача — донести опыт работы с такими детьми. Мы сталкивались с различными ситуациями. Я думаю, что задача была выполнена. Самом главным для меня было донести до педагогов, что семью надо рассматривать не просто как благополучную семью в нашем привычном понимании.
К сожалению, за внешним благополучием скрывается много событий, которые способствуют формированию девиантного, отклоняющегося поведения детей, в том числе вовлечение их в различные деструктивные явления, такие, как экстремизм и терроризм, суицидальные тенденции.
Задачи педагога — посмотреть на семью с такой позиции, чтобы видеть не только внешние признаки, а исходить от особенностей поведения ребёнка. Если что-то происходит с ребёнком и поведение его меняется, то это сигнал о том, что не всё так хорошо в семье. Задача специалистов, педагогов, педагогов-психологов и социальных педагогов — обратить на это внимание, начать взаимодействовать с семьёй. Сигнал, данный ребёнком, говорит о том, что пора действовать, пора помогать, пора взаимодействовать именно с семьёй и менять сложившуюся ситуацию.
Корреспондент:
— Ян Алексеевич, добавьте про семинар по своей теме. Вы занимаетесь в основном Интернетом? У вас много исследований на эту тему.
Ян Лагутенко, социальный педагог отделения формирования здорового жизненного стиля ГБУ АО «Центр „Надежда“»:
— Я занимаюсь не только Интернетом, у меня, кроме педагогического, есть ещё 2 технических образования, и они хорошо сочетаются. Мне удаётся проще разъяснить слушателям некоторые технические моменты.
Корреспондент:
— Вы часто, наверное, отправляете жалобы на разные сайты в Роскомнадзор.
Ян Лагутенко:
— Это связано с тем, что я их чаще встречаю, потому что занимаюсь этой темой. Скорее всего да, чаще, чем кто-либо. Я занимаюсь темами кибер- и медиабезопасности. Это две большие темы, которые я озвучивал на семинаре. Кибербезопасность — безопасность в киберпространстве, а медиабезопасность — в информационном. Это два больших направления, которые подразделяются на ещё несколько.
В них рассматриваются вопросы, касающиеся не только Интернета, но и те, что касаются технического обеспечения, программного, которое помогает родителям обеспечить безопасность. Даю советы, какие программы можно использовать, на что обратить внимание, когда есть какие-то проблемы.
У нас в центре есть дни, когда родители могут позвонить дежурному специалисту и задать интересующие вопросы. Я не так давно принимал звонки по компьютерной зависимости. К компьютерной зависимости многие относятся пока ещё не с полным пониманием проблемы. Но со следующего года эту зависимость внесут в МКБ (МКБ — международная классификация болезней). И тогда её начнут классифицировать именно как болезнь. Проблема существует уже давно, но определить её решили только сейчас.
Кроме того, я занимаюсь темой кибербуллинга, то есть травлей в Интернете. Вот несколько тем, которые касаются сети Интернет.
Сегодня у нас был большой семинар для педагогов, но бывают и небольшие мероприятия в виде вебинаров, выступлений на школьных собраниях, когда школы приглашают, чтобы обеспечить родителей хотя бы минимальными знаниями о кибербезопасности, на что обратить внимание и прочее.