Режиссер: Мишель Франко.
В ролях: Найан Гонсалес Норвинд, Фернандо Куаутле, Диего Бонета, Саманта Язарет Анайя, Луна Арболедас, Дарио Язбек.
В прокате с 20 мая.
«Новый порядок» — это именно фестивальный фильм. Поскольку все крупные современные премии утонули в политике, похоже, на верхние строчки не пропустят фильм без актуальной повестки.
Какие фестивали, такие и фильмы: «Новый порядок» имеет политкорректный состав актеров и съемочной команды, снят с явным уклоном «влево» и социальное неравенство в нем выведено на первый план. Как итог, особый приз жюри Венецианского кинофестиваля и разговоры о том, что данный фильм вообще лучшая часть программы.
И, как ни странно, с этим не хочется спорить. Оставим общую слабость остальных фильмов в Венеции-2021. Даже если бы программа была составлена лучше, это кино все равно заслуживало бы внимания.
Многие проводят параллели с прошлогодним фестивальным триумфатором под названием «Джокер». Они действительно схожи общим, отчасти марксистским посылом, но больше ничего похожего. «Джокер» заканчивается народным бунтом, а «Новый порядок» с него начинается и возводит в абсолют.
Лучше всего «Новый порядок» ассоциируется с «Отелем Руанда», правда по уровню жестокости не дотягивает. Да и Мексика — не Средняя Африка.
Режиссер Мишель Франко показывает, как по щелчку пальцев «мирные» демонстранты начинают верить в то, что их гнев праведен, жестокость оправдана, а чужие богатства их по праву. При этом, создателей тяжело заподозрить в любви к современной буржуазии. Франко не осуждает никого, при этом очень толсто намекая, что виноваты все.
Недаром фильм начинается с блаженных кадров подготовки к свадьбе в богатой семье. Сначала нам раскроют угнетателей, которых через несколько минут сделают угнетенными. Начальные сцены построены так, чтобы в зрителе зародилось ощущение, будто что-то пошло не так, причем глобально.
Сначала в поместье начинаются проблемы с водопроводом, потом где-то задерживается важный гость — местный судья, причем задерживается существенно. А после отголоски народного бунта наваливаются, как снежный ком.
Понятно, событиями в какой стране вдохновлялись авторы, но тем не менее, события фильма происходят в выдуманной Мексике (или не такой уж и выдуманной?). В интернете многие упекали Франко в запугивании классов, которые выше среднего, но автору рецензии кажется, что режиссер просто показал наихудший сценарий развития событий. Он просто перенес южноамериканские и африканские бунты в обстановку более привычную белому человеку.
И, надо сказать, получилось страшновато.
Главная мысль фильма никуда не прячется: виноваты все и всем за это платить. Непричастных быть не может.
«Новый порядок», собственно, о том, во что превращается практически любая народная революция. Как только у протеста появляется структура, лозунг «анархия — мама» превращается в «анархия — мать порядка».
Разъяренная толпа не принимает мнения, отличного от принятого в этой толпе. Людям с мачете как-то сложно объяснить, что тебе все равно. Точно так же, как и тем, кто придет их разгонять. Франко прямо говорит, что во время кризиса такого уровня лучше быть на одной из сторон или не быть вовсе.
По версии «Нового порядка», идеи о всеобщей свободе за пару дней скатываются в жестокую диктатуру пролетариата, идеология встает во главу угла и за дело берется «самый справедливый народный суд».
С другой стороны все то же самое. Власти в каждом видят изменника, любое неповиновение может закончиться смертью, а из всех источников польются потоки лицемерия и лжи.
Франко очень беспокоят социальные напряжения в Европе (Восточной и Западной) и Америке. Так сложилось, что сегодня для народного взрыва в любой развитой стране достаточно одного пассионария, способного повести за собой людей, а у властей есть все средства, чтобы эти волнения давить самым жестоким образом.
И победителей не будет. Любая сила, взявшая верх, утянет общество в Ангсоц из 1984. Заплатит каждый: кто-то жизнью, кто-то имуществом. Дополнительный кошмар в том, что режиссер знает, кто виноват, а что делать — не говорит. Потому что не знает.
Александр Губкин.
18+
Редакция благoдарит кoмпанию «Шестиoзерье-лес» за пoддержку рубрики «Культурный смoтритель».