Завтра в Архангельске−13°CСеверодвинске−13°CОнеге−10°CВельске−11°CМирном−12°CШенкурске−13°CЯренске−15°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 05.02.2024 17:59

Утомительный уикенд

08.08.2021 09:00
Обзор трилогии «Утомленные Солнцем» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Никита Михалков

В главных ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Владимир Ильин, Сергей Маковецкий, Андрей Мерзликин, Артур Смольянинов, Максим Суханов

Дорогой читатель, на этой неделе культурный обзор будет представлять из себя shit-парад, а именно обсуждение великой трилогии о великой войне — «Утомленные Солнцем». Сегодня кажется, что про эти фильмы всем всё давно понятно, но с момента выхода «Предстояния» прошло уже 11 лет, многое в российском кино изменилось и в 2021 году можно с удивлением обнаружить, что сейчас эти фильмы смотрятся по-другому.

Автор статьи считает, что именно «Предстояние» стало поворотным моментом для всего отечественного военного кино. Именно оно указало ту скользкую дорожку, по которой сейчас идет весь наш синематограф. Ругая «Зою» или «Девятаева», мы должны понимать, откуда растут ноги у всей мерзости, которая выходила в последнее время и будет выходить, похоже, до конца времен.

Мало для кого будет открытием, но, напомним, что продолжения «Утомленных» похоронил именно кинообзорщик Badcomedian (Евгений Баженов). Его обзоры на «Предстояние» и «Цитадель» собрали десятки миллионов просмотров, разошлись на мемы и цитаты, получив почти поголовное одобрение зрителей. В наше время вообще появился некий тренд: воспринимать российское кино через призму Badcomedian-а. Его мнение часто принимается, как единственно-верная оценка того или иного фильма и, надо признать, довольно сильно влияет на всю индустрию.

Почти все, что Евгений говорил о фильмах Михалкова — справедливая критика и ИА «Эхо СЕВЕРА» не берется с ним спорить, но со времен тех обзоров тоже прошел не один год и теперь хочется выразить свою позицию, которая затронет немного другую сторону этих фильмов.

Сам Михалков прекрасно знает, что Баженов наговорил о его творениях в своих роликах и уже прошел все стадии: отрицание во время выхода картин, гнев от комментаторов, торг на различных телепередачах, куда его звали гостем, депрессия, выразившаяся в отказе вообще как-либо обсуждать «Утомленные Солнцем» и принятие на интервью у Юрия Дудя.

На последней стадии остановимся подробнее. Отвечая на вопрос о том, как мэтр относится к обзорам на его фильмы от Badcomedian-а он ответил: «Это очень талантливый парень, делающий очень хорошие видео, только в „Утомленных Солнцем“ он нихрена не понял».

Многие восприняли этот ответ, как очередной выпад барина на холопов, но, похоже, Никита Сергеевич был в чем-то прав.

Культурный смотритель устроил себе недельный марафон «Утомленных Солнцем», выцарапал левый глаз, но готов согласится, что эти картины не так плохи, как о них принято говорить. С одной оговоркой: по сравнению с современным военным кино.

Не все знают, что «Предстояние» и «Цитадель» — это, мать их, мини-сериалы. «Предстояние» — 6 часовых серий, «Цитадель» — 7. В кинотеатрах показывали сильно замонтированные версии и, если вы хотите, повторить подвиг и увидеть всю историю комдива Котова разом, то лучше смотрите прокатные версии. Время сэкономите и ничего не потеряете.

Первая (и, на самом деле, единственная) часть «Утомленных» не нуждается в представлении. Надеюсь, что его видели все, если нет, то бегом к экранам. Это великолепная драма, близкая к гениальной. Безо всяких «но», картина 1994 года входит в топ-3 лучших фильма Михалкова и в топ лучших фильмов позднесоветской/постсоветской России. Субъективно, но эта лента будет даже получше «Собачьего сердца». Единственный в карьере Михалкова Оскар это подтверждает.

«Утомленные Солнцем» — это очень уютное, камерное диалоговое кино. По сути, нам показали экранизированную театральную постановку с лучшими актерами того времени под руководством одного из лучших постановщиков на тот момент. Более того, в кой-то веке над Михалковым не висело никакого техзадания от госпропаганды (с ней тогда вообще было не очень), зато у признанного мэтра был неплохой бюджет, плюс в стране витала атмосфера рухнувших оков, поэтому Никита Сергеевич отрывался, как мог и это получилось волшебно.

Котов из первой части — это воплощение самого Михалкова или того, как он бы хотел себя вмдеть. Комдив — чистый советский барин, хозяйственник, признанный герой, отличный семьянин и человек чести. Его взаимодействие с дочерью, которая и в реальной жизни является дочерью Михалкова, смотрится безумно-трогательно и натурально. Можно сказать, девочка не играла Надю Котову, а просто проводила время с папой, только под камерами.

Отлично показан конфликт поколений (причем, всего парой сцен). Персонажи разных возрастов и взглядов непринужденно, но от того не менее серьезно, рассуждают на больные тогда темы о построении коммунизма: преподаватель римского права Всеволод Константинович — типичный представитель староимперской буржуазной интеллигенции, бабушки — чистые барыни-мещанки, Маруся — дитя революции, которая старается думать о доме, а не, а стране. Непутевый Кирик — приспособленец, готовый жить при любой власти. Надя — ребенок нового времени, воспитанный на мечтах о светлом будущем, уверенная, что живет в лучшей стране на свете.

Главное противостояние разворачивается между крестьянином по рождению, патриотом, героем Гражданской, орденоносным генералом — Сергеем Котовым и бывшим солдатом белого движения, перевербованным НКВД, интеллигентным сыном репрессированного «буржуина» — Митей.

За чаем, игрой на фортепиано и отдыхом на залитом солнцем пляже поднимаются важнейшие темы: кто и за что воевал, о любви настоящей к Родине, о предательстве.

Кроме того, в «Утомленных Солнцем» получилось передать страх будущей войны одной сценой: крестьянин бежит по полю и кричит «Танки!». Зритель еще не знает, что это всего лишь учения советской техники, но напряжение испытывает.

Фильм вышел в середине 90-х, собрал кучи наград, восторженные отзывы и заслуженно отправился на полку национального достояния. 16 лет вообще ничего не было слышно о продолжении, но, оказалось, все это время Михалков грезил о сиквелах.

Продолжения явно планировались, как магнум опус всей карьеры барина-режиссера. С 2003 по 2010 Михалков, как мог, сближался с властью, выбивал деньги из спонсоров, оставлял на потом все остальные проекты. Все возможное было сделано, чтобы собрать 85 миллионов долларов и добиться масштабного промо по всем каналам. Возвращение режиссера Михалкова должно было стать триумфом.

Но вышел легендарный провал.

«Предстояние» не окупилось даже на четверть, немедленно обросло скандалами и попало в список худших фильмов.

Основная проблема второй части заключается в диссонансе между тем, как ленту рекламировали и что получилось в итоге. Камерная драма зачем-то превратилась в «масштабное полотно», которое было таковым только на словах. Все разговоры о достоверности каждого кадра оказались обычным рекламным трюком.

Идеи о «кровавом режиме» теперь подаются прямо в лоб. Метафоры стали настолько плоскими, что не поймет их только слепой. Добавим к этому ряд откровенно-глупых моментов вроде нацистской задницы из самолета и путешествий на морской мине. Подробную критику смотрите в тех же обзорах Баженова.

При всем этом есть одно большое «НО». «Предстояние» — это зеркальное отражение первой части. И в этом его ценность. Солнечные желтые тона из ленты 1994 года сменились темно-серыми. Вместо улыбок и смеха теперь угрюмые гримасы, крики боли и гнева. Когда смотришь фильмы друг за другом, этот контраст производит впечатление.

И, главное, герой Котова меняется и развивается. Из хозяина жизни Михалков низвел своего персонажа до животного уровня, но, как только он находит призрачный смысл жить, внутри бывшего комдива снова появляется несгибаемый стержень. В глубине души зритель хотел видеть возвращение Котова и, в какой-то степени, он его получил.

«Цитадель» же не заслуживает и минимальной похвалы. Это многочасовой набор глупостей, клюквы и плохой графики, выдаваемой за масштабность.

Скорее всего, дело в том, что за 7 лет Михалков потерял берега, вставив слишком много идей, которые он хотел показать на экране. В итоге, в какой-то момент, он сам не понимал, к чему все идет, но сюжет надо было как-то заканчивать и заканчивать помпезно.

На самом деле, «Цитадели» могло и не быть. Если уж так сильно хотелось сделать полотно с большой буквы «П», то можно было бы просто растянуть «Предстояние» еще на 30-40 минут, завершив историю воссоединением комдива с дочерью и не мучить зрителя. Чтобы не расписывать, насколько все плохо, опять же, отсылаем к обзору Badcomedian-а.

Как ни странно, после финальных титров «великой» трилогии, не возникает вопроса: «зачем это было снято?» После всего, что выходило на военную тематику за последние 10 лет, «Утомленные Солнцем» не кажутся ни мерзкими, ни глупыми, ни безыдейными (с оговоркой).

Михалкова можно долго ругать и большинство критики будет заслуженной, но, похоже, это последние фильмы, куда он вложил душу. Зритель это не оценил, режиссер обиделся и неправильно понял суть претензий. Судя по всему, после провалов «Утомленных Солнцем» сам Никита Сергеевич или кто-то в Кремле подумал: «Хотите, как в Голливуде? Будет вам».

Запустился безумный конвейер, на котором мог работать любой проходимец, лишь бы умел хоть как-то копировать американские боевики. Копия всегда хуже оригинала, но творцы почему-то свято верят, что их ориентир именно в Америке: «Народу же нравится!». Нет, не нравится. Голливуду — голливудское, а у нас была другая война.

Намеренно или нет, но, похоже, что именно Михалков высосал душу из нашего военного кино и поэтому «Цитадель» и «Предстояние» важны для культуры. Всегда надо знать точку падения любой системы, чтобы можно было сделать шаг назад и все исправить.

Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле