Режиссер: Шон Леви
В ролях: Райан Рейнольдс, Тайка Вайтити, Джоди Комер, Джо Кири, Лил Релл
Премьера: 12 августа 2021 года
На планету наконец спустился сезон летних блокбастеров и все кинотеатры начали бомбить зрителя яркими картинками и линейными проходняками. «Главный герой» — есть тот самый стандартный проходняк и в этой роли он смотрелся бы хорошо, если бы не критики, которые зашлись в хвалебных отзывах из-за «глубинных смыслов» якобы заложенных в ленте.
Осознание героем самого себя в насквозь фальшивом мире — идея старая, как мир. Эту же мысль мы видели в «Шоу Трумена», «Первому игроку приготовиться», да хоть в той же «Матрице». В 2021 году снимать оммаж на игровую поп-культуру не просто не ново, а даже пошло.
Повествования ведется от лица НПС (неигровой персонаж), который нужен только для создания видимости жизни в виртуальном городе Фри Сити (какое ироничное и глубокое название). Пока игроки сражаются друг с другом, грабят банки и караваны, парень по имени Парень выполняет стандартные алгоритмы, пока в программе не происходит какой-то сбой.
Внезапно Парень начинает вести себя, как реальный игрок, обретает самосознание и «ломает» всю игру. В фильме есть два мира: игровой и реальный, и в последнем почти никак не обыгрывается, по сути, виртуальное чудо. Программа, осознающая саму себя — это прекрасная почва для шуток над религией, над правозащитниками, в общем, непаханое поле социальных комментариев. Однако, создатели не пошли дальше «корпорации — зло, свобода творчества — хорошо».
Даже эта мысль подается за счет очень спорных решений: в противовес гигантской корпорации нам ставят маленькую инди-студию, создавшую собственными силами свою игру, которая позволяет просто следить за жизнью НПС.
То есть, корпорация сделала супер-аттракцион с огромным количеством возможностей для игрока, а их противники придумали обычный мод (или программу-паразит) к этому аттракциону. Странно, почему игроки выбирают ограбления и перестрелки в детально проработанном мире, вместо созерцания жизни нарисованных болванчиков? Наверное, злые капиталисты опять всех купили.
Более того, судя по всему, создатели «Главного героя» не очень много играли в игры. Виртуальный мир фильма, помимо прочего, — аллюзия на популярную серию GTA от студии Rockstar. Но ленте настолько не хватает смелости в шутках, что новые части GTA гораздо лучше справляется с самоиронией, чем фильм, призванный высмеивать всю индустрию. При этом, интерфейс в игре из фильма напоминает дешевые поделки для телефонов, а не лучшее в мире виртуальное развлечение.
Ну и самая главная претензия к создателям укладывается во фразу «кто бы говорил». «Главного героя» сняла студия «Дисней». Это те самые ребята, которые скупили весь кинематограф, загнали огромную часть индустрии в жесткие рамки западной цензуры и заставили целые киновселенные стелиться под Китай и его огромный рынок.
Титульные проекты «Диснея» уже давно не представляют из себя ничего, кроме ремейков и самоповторов. «Маленькая инди-студия» с мышью-талисманом последние десять лет упорно уничтожали светлую ностальгию детей 80-90-х, а теперь снимает ироничный блокбастер о свободе творчества, высмеивающий штампы и желание корпорации выглядеть белой и пушистой. Немного лицемерно, не находите?
Не поймите неправильно, «Главный герой» — вполне достойный летний блокбастер. Местами смешной, местами увлекательный, он точно найдёт своего зрителя и вряд ли способен кого-то сильно разозлить. Но для фильма, двумя руками голосующего за творческую свободу и отход от индустрийных рамок, он сам слишком уж слишком боится выйти за эти самые рамки.
Александр Губкин
16+
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».