Режиссер: Матьё Кассовиц.
В ролях: Венсан Кассель, Юбер Кунде, Саид Тагмауи, АбДель Ахмед Гили, Соло, Жозеф Момо, Элоиз Раут, Ривка Вайсброт, Ольга Абрего, Лоран Лабас.
Прокат в Архангельске с 19 августа 2021-го.
Благодаря сегодняшней повестке, в 2021 году никого не удивишь фильмами про черного героя из американского гетто, которому не повезло оказаться на улице вечером пятницы. В массовом сознании Америка ассоциируется с притеснениями по расовому признаку и негласном противостоянии «черных» и «белых».
Между тем, именно Европа – родина массовых протестов из-за полицейского беспредела в отношении меньшинств. Когда в этих ваших США еще «негров линчевали», в Старом свете уже давно общественность выступала за Liberte, Egalite, Fraternite. Благодаря архангельской популярной сети кинотеатров, решившей запустить ретроспективные показы фильма «Ненависть», мы знаем, что полицейский беспредел – явление интернациональное.
Если кто-то еще не видел «Ненависть», то стоит погрузить зрителя в контекст французского расизма. От американского он отличается тем, что Франция всю колониальную эпоху была метрополией с развитым промышленным обществом. Это значит, что центр не нуждался в миллионах рабов, поэтому к инородцам там никогда не относились, как к ветоши.
В колониях все было в лучших традициях фильма «Джанго», а то и в разы хуже, но европейская Франция подобными вещами грешила довольно редко.
Наплыв иммигрантов на Юг страны (особенно Марсель) случился лишь в 60-70-х годах XX века. Вся послевоенная Европа взяла уверенный курс на гуманизм, тут еще и война за независимость Алжира. В итоге миллионы беженцев из Северной Африки и арабского мира хлынули во все крупные города.
А дальше история, знакомая многим: языковой и культурный барьер слишком силен, мигранты готовы работать за минимальную оплату, пособий много, рабочих мест мало, легального заработка – еще меньше. Приезжие группируются по этническому признаку и формируют гетто, где криминал, разврат и наркотики.
Полицейские, которым все это разгребать, быстро ожесточаются, формируют стереотип и в каждом человеке с темной кожей видят угрозу. Получите социальный конфликт масштабов всей страны.
«Ненависть» повествует о жертвах этих обстоятельств с обеих сторон. 6 апреля 1993 года подросток по имени Макоме М’Боволе, родом из Заира (Центральная Африка) ограбил магазин. Мальчик украл два блока сигарет, немедленно попался полицейским и был посажен во французский аналог КПЗ, где столкнулся со французским аналогом превышения полномочий.
Макоме приковали к батарее и оставили до пересменки. В середине дня инспектор Паскаль Компен начинает словесно деклассировать задержанного, а после, решив, что по-другому Макоме не усвоит урок, направляет на него дуло табельного пистолета, угрожая пристрелить на месте. Палец случайно жмет на курок, и пуля насквозь пробивает голову подростка.
Весь Париж взрывается протестами, люди разных национальностей называют полицейских убийцами и карателями, вступают в стычки на улицах и громят столицу (только что Версаль не берут). Впервые с 30-х годов левые партии имеют небывалую поддержку, а культура и меда наполняются нарочито-толерантными высказываниями. Знакомо? Нам тоже.
Суд над инспектором состоялся аж через 2 года после тех событий. Видимо, чтобы решение было непредвзятым, было решено подождать, пока общество успокоится. И именно в 1995 году Паскалю Компену дают 8 лет, а в прокат выходит «Ненависть». Оба этих факта порождают новую волну протестов и насилия. Фильм собирает десятки наград, но когда съемочная команда приходила на красные дорожки, все жандармы из оцепления демонстративно поворачивались к ним спиной.
Сам же режиссер каждый раз со снобской интонацией повторял: «Конечно, есть и нормальные полицейские», подразумевая, видимо, что таких меньшинство. В общем, случился образцовый скандал.
Вообще, искать информацию по «Ненависти» интереснее, чем смотреть сам фильм. Все-таки, после Люка Бессона и довольно пошлого «1+1» лента про французских гопников не выглядит чем-то новаторским. Черно-белая картинка смотрится претенциозно, а главные герои3 разных народов, представляющие основной массив тогдашних мигрантов выглядят, как попытка угодить французским левым интеллигентам.
Но именно «Ненависть» была первой в свое время. Этот фильм гораздо смелее, чем вылизанные «13-е районы», он идеально попал в контекст истории и, безусловно, повлиял на всю Францию гораздо сильнее, чем аналоги.
Фильм стал хитом в гетто, ведь его герои были списаны с каждого второго уличного парня, чьи родители вчера приехали в Европу. Они разговаривали на сленге, который сложно описать (смесь французского, английского, африканских диалектов, где слова и ударения располагаются хаотично). Локальные погромы с лозунгами «За Макоме» стали ежегодным развлечением. Массовые погромы были и на 10-летний, и на 15-летний юбилей картины.
Все разногласия не улажены до сих пор и «Ненависть» не стремится их решить, но показывает почти идеально. Именно после этого фильма началась новая волна социального французского кино, за что этой ленте отдельное спасибо.
Александр Губкин.
18+
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».