Персоной первого выпуска стала 21-летняя Ульяна Каль, снявшая настоящий артхаусный фильм с двумя подругами.
Задача у рубрики понятна — вытаскивать на свет Божий молодых подпольщиков-партизан, ежедневно борющихся с пустотой и серостью вокруг. Юную культурную богему. Художников, поэтов, стиляг, фриков. Их много, они растут и крепнут, становясь настоящей армией местного андеграунда.
Когда общаешься с ними — понимаешь, что Архангельская область прямо-таки усеяна ангелами: они носят длинные пальто, учатся принимать себя, влюбляются друг в друга, умничают и беспрестанно творят. Они живут рядом с нами. Как в фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином».
Кстати, о фильмах. Хотя лучше сказать: кстати, о кино.
Интересная рубрика требовала интересной подводки. А речь в первом её выпуске пойдёт как раз про кинематограф. Местный, создаваемый молодыми режиссёрами, но отличающийся таким мастерством и тонкостью, что о нём стоит писать на широкую публику. Не заметить его невозможно. Возможно просто не добраться до него в потоке общей малоинтересной информации. И чтобы покрыть это упущение, чтобы до внимания людей доходили старания молодых творцов, — вот для этого и придумана новая рубрика.
…Рваный, ритмичный монтаж. Монохромные оттенки боли, переживаний. Атмосфера интимности, поданная через резкие кадры. Полифония из трёх голосов — трёх историй, рассказанных героинями о самих себе, о чувствах и внутренних противоречиях. Всё это — короткометражный фильм юной архангелогородки Ульяны Каль под названием «Суефа». Чистый авангард.
21-летняя Ульяна Каль сотрудничает с архангельской ЦСИ-студией. По словам девушки, её режиссёрская работа — одно из заданий как раз этой творческой студии. Корреспондент ИА «Эхо СЕВЕРА» связался с дебютанткой и расспросил её о восприятии кинематографического искусства и личных переживаниях, — далее цитата:
«У меня нет цели снимать. Есть желание выражения, а какая форма у выражения — это дело второе. Вообще, люблю фильмы с некой рукодельностью в плане формы, сказочностью, например, такие фильмы как „Крупная рыба“ или „Наука сна“. Кино для меня — это набор метафор, в которых и складывается история. Ну и качественный визуал, конечно».
Конец цитаты.
Такой подход однозначно указывает на влияние революционной «французской новой волны» на творчество и взгляды юной кинематографистки. Для этого направления характерна нарочитая театральность происходящего в кадре, экспрессия действий, неровный монтаж и натурализм.
Стилистика первой работы Ульяны Каль выдержана в духе классика мирового кино Жан-Люка Годара, особенно явны переклички в местах с рваным монтажом и экспрессивной сценой, в которой одна из героинь короткометражки покрывает лицо чёрной краской. Это напоминает финальную сцену фильма Годара «Безумный Пьеро», снятого в 1965 году.
Однако связи с кинематографической традицией для Ульяны Каль не ограничиваются одной «французской новой волной». В числе тех, кого она считает великими классиками, нашли себе место Феллини и Бергман. Глубокий психологизм, поданный в картине Ульяны, как бы намекает на её любовь к этим воистину великим режиссёрам и на глубинное их понимание.
Картина дебютантки не похожа на то, что мы традиционно представляем себе при слове кино. Это — истории трёх девушек, делящихся личными драмами преимущественно закадровым голосом. В кадре — ритмично сменяющие друг друга фотографии в чёрно-белом цвете, перемежаемые видео-фрагментами, на которых девушки гуляют, расклеивают объявления на заборе о пропаже самих себя и выкрашивают себе лица в чёрную краску.
Режиссёр призналась, что сценария к фильму не было, это был артхаусный эксперимент, снимающийся спонтанно, «в моменте», — далее цитата:
«Я шла от формы, простых действий, которые мне пришли в голову: бабушка заплетает человеку волосы, человек сам себя разыскивает, измазывает своё лицо чёрным…
Всё было спонтанно, в процессе. Я просто предложила однокурсницам по ЦСИ-студии выполнить их арт-действие и наблюдала, а потом мы поговорили на камеру на тему эмоциональной зависимости, и я вырезала нужное. Первая история — моя. Всего нас трое в фильме, вполне устойчивое число, уже образуется плоскость. Мы примерно одного возраста и находимся в одной среде.
Нас объединяет именно мотив поиска. Поэтому мой фильм — это, скорее всего, потребность понять себя через диалог с самим собой».
Конец цитаты.
Алексей Черников