Завтра в Архангельске−18°CСеверодвинске−19°CОнеге−20°CВельске−18°CМирном−19°CШенкурске−19°CЯренске−19°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 11.02.2024 20:37

Братишка, я тебе посмотреть принёс

05.09.2021 10:30
Рецензия на фильм «Зеленый слоник» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Светлана Баскова.

В главных ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Анатолий Осмоловский, Александр Маслаев.

Премьера: где-то в 1999 году.

Кино не просто так называют важнейшим из искусств. Есть фильмы, которым повезло стать по-настоящему народными. Их растаскивают на цитаты, цитаты превращаются в крылатые выражения, способные пережить память об оригинале. Зачастую ни одна подобная лента изначально не задумывается как национальное достояние, но народ видит в ней что-то родное и любит всем сердцем, несмотря ни на что.

Забудем про советскую классику, на дворе новая эра и новые легенды. В циничный век интернета едва ли кому-то удалось снискать бóльшей народной любви, чем шедевру Светланы Басковой под названием «Зеленый Слоник». Если вы не слышали это название, значит вам либо хорошо за 40, либо к вам до сих пор не провели Интернет.

Удивительно, как трэш-шапито из конца 90-х стало общепризнанной классикой нового времени, но это факт и высоколобым снобам придется смириться. Все-таки, каждый из нас нет-нет, да использует в своем лексиконе слова вроде «поехавший», «братишка», «будьте людьми», «ничего не понимаю… и это офицеры», «это знать надо». Скажите спасибо «Зеленому слонику» за эти обороты.

Фильм, снятый за полпалки колбасы и бутылку пива, по цитируемости и количеству просмотров 15 лет уделывает, продвигаемые государством, многомиллионные боевики — это ли не чудо?

Итак, сюжет (если вам удастся за ним уследить), повествует о разложении той самой постсоветской армии в новой России, о крахе империи, об истинном кафкианском безумии человека, попавшего в адское зазеркалье, о том, как минимальная власть одного индивида над другим превращает их обоих в животных (или даже хуже), о прощении, о настоящей дружбе, которая обретается в испытаниях и лишениях с тем, кого еще вчера было невозможно вообразить в своем кругу общения.

Иными словами, непризнанный гений Баскова сняла фильм про каждого, но далеко не для всех. «Зеленый слоник» — драма ничуть не хуже нашумевшего «Маяка», обласканного критиками и зрителями. Более того, мы убеждены, что создатели картины с Уильямом Дефо и Робертом Паттинсоном в главных ролях вдохновлялись именно русским откровением о нелегкой судьбе двух мужчин в замкнутом пространстве.

Помимо пронзительной атмосферы безумия, «Зеленый слоник» несет в себе и образовательную функцию. Например, после просмотра вы наверняка наизусть выучите все названия кораблей и самолетов милитаристской Японии на тихоокеанском театре военных действий во время Второй Мировой. Всё? Как бы не так. Эта великая картина поможет спастись от голода всем, кого когда-нибудь, не дай Бог, запрут в сыром помещении, где нечего есть, кроме ржавчины и стекловаты.

Фильм учит нас человечности, отношению к ближнему, как к равному, несмотря на все его странности. В момент наивысшего накала конфликта между двумя героями, один из них — блаженный Пахом — проявляет настоящее христианское смирение и остается человеком, желающим только добра своему товарищу по несчастью.

Позже, Пахому воздастся сполна. Прямо, как в непреложных библейских заветах, его друг выручит в самое страшное мгновение, а после сделает все, чтобы его названный брат принял мученическую смерть и вознесся в райские чертоги, как того и заслуживает.

После просмотра «Зеленого слоника» непонятно, как кто-то может хвалить Зака Снайдера за прямолинейные отсылки к Библии в каждом первом фильме. Голливуд прямо в лоб пихает нам христианские образы, а глубинный русский арт-хаус заставляет зрителя самого дойти до верных ценностей. Ведь нет лучше урока, усвоенного на личных переживаниях.

Да, с точки зрения формы, эту картину крайне тяжело воспринять с первого раза, но ведь теперь красивой картинкой обладает любой фильм, а наполнить свое произведение достойным содержанием, порой, не могут даже признанные мэтры вроде Линча или Фон Триера. Причем, творение Басковой не уступает вышеназванным режиссерам в натуралистичности и смелости некоторых сцен, а кое-где даже превосходит.

Например, распиаренный «Антихрист» смотрится как-то обособленно. Зрителю интересно наблюдать за историей на экране, но он не ассоциирует себя с персонажами. В «Зеленом слонике» же ты буквально чувствуешь гнев героя Епифанцева, на себе ощущаешь всё отчаяние и несправедливость ситуации, где он оказался.

Если смотреть это великолепие не моргая, то где-то к середине начинаешь сопереживать герою Пахома. Ясно, что именно бескомпромиссная система довела его до такого жалкого состояния. Единственное, что он хочет — оставаться человеком. Все, что ему нужно — поддержка и понимание. Он давно искупил свой проступок и по-настоящему раскаялся, только суровым палачам этого мало.

Даже, если за просмотр сядет настоящий сухарь, если не зацепит история главных персонажей, такие найдут себя в капитане, олицетворяющем незаслуженную безграничную власть. По сути, надзиратель ненамного умнее заключенных, но мнимые привилегии дают ему абсолютный контроль над Епифанцевым и Пахомовым. Впрочем, как в любой приличной притче, в финале он тоже получит по заслугам и вам это понравится.

Одним словом, «это классика, это знать надо».

Прямо сегодня берите жену, детей (совершеннолетних), бабушек с дедушками, заваривайте нежный какао со взбитыми сливками, готовьте сладкий попкорн и под уютным пледом наслаждайтесь любимым фильмом поколения имиджборд и свободного Интернета.

В конце концов, все ж мы люди.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле